Айсберг в Каспийском море, который крушил все на своем пути

24 Ноября 2017
1520
Айсберг в Каспийском море, который крушил все на своем пути
Фото: catsmob.com

Мы уже писали о цунами - огромных волнах, поднимавшихся над Каспийским морем в прошлые века. Но это – не единственные случаи природных катаклизмов в относительно спокойном водоеме. В истории Каспия есть момент, который поистине можно назвать роковым. Человеческие жертвы, затонувшие суда, огромные разрушения на нефтепромыслах, - все это было в 1953 году, когда на Каспии случилось так называемое «ледовое нашествие». Огромные льды, оторвавшиеся из-за резкого потепления, привели к колоссальным разрушениям в береговой полосе Дагестана и Азербайджана. «Каспийские новости» приводят воспоминания современников.

За несколько лет до ледовой трагедии на Каспии началась масштабная разработка нефтяных месторождений. Для строительства гидротехнических сооружений в Баку был создан научно-исследовательский и проектный институт «Гипроморнефть». Там разрабатывались проекты морских нефтепромыслов Изберг-море, Артем-море, Гюргяны-море, Жилой-море, Челекен-море и широко известных сегодня Нефтяных камней.

«В 1947 году на территории Дагестана южнее Махачкалы заработал первый нефтепромысел Изберг-море, - вспоминает на страницах журнала «Наука и жизнь» Артем Симонян, бывший сотрудник «Гипроморнефти». - Через год эстакады и площадки для бурения скважин начали строить в республике Азербайджан в районе Апшеронского полуострова».

Строительство нефтепромысла Изберг-море, 1947 г. Фото: division.ru

Но зимой 1953-го случилось непредвиденное. Из-за резкого потепления в северной части моря огромные ледовые поля оторвались от припая (участков неподвижного льда – КН) и гонимые ветром и морским течением поплыли на юг.

Первым препятствием на пути льда было Избергское месторождение, вспоминает Симонян. Правительство приняло решение бомбить льды и посыпать их угольным порошком для более интенсивного таяния. Но ничего не помогло. Сначала льды сковали несколько стоявших у причала промысловых катеров. «Один из них перевернулся вверх килем, погубив всю команду, - пишет очевидец. - Затем ледяной панцирь плотным кольцом сжал сооружения Изберг-моря, и началось его разрушение. Эстакады и площадки одна за другой разваливались, как карточные домики. Два дня и две ночи мы безуспешно боролись со стихией. На исходе вторых суток все было кончено. На месте нефтяных вышек над льдинами торчали лишь искореженные фрагменты конструкций. Подавленные случившимся и своим бессилием, мы вернулись в Баку».

Лед в северной части Каспия. Фото: gismeteo.ru

Через два дня стали поступать тревожные метеосводки – льды двигались к Апшеронскому полуострову. «Несколько проектировщиков, в том числе и я, поехали на остров Артема - форпост нефтепромыслов Апшерона - на помощь нефтяникам Артем-моря и Гюргяны-моря, если возникнет чрезвычайная ситуация, - рассказывает Артем Симонян. - Долго ждать не пришлось. Началось настоящее ледовое побоище, которое продолжалось две недели. Когда ледовые торосы начинали сносить опоры эстакад, сопровождавшие нас военные пускали в ход толовые шашки. Лед крошился у опор, пропуская часть льдин под них, но тут же начинал давить с новой силой. Слышался характерный скрежет деформируемого металла, пролетные строения уходили под воду, а ледовые поля продолжали свое движение. Мне пришлось увидеть своими глазами, как огромные участки эстакад длиной 300-400 метров с проложенными по ним трубопроводами, силовыми кабелями, со столбами освещения и площадки с действующими скважинами медленно уходили на морское дно. Но мы успели заглушить скважины и не допустили разлива нефти».

Замерзший Каспий. Фото: ann.az

«Огромная ледяная глыба шириной в несколько десятков километров и толщиной три метра двигалась прямо на нас по течению морской воды, - вспоминает события 1953 года известный азербайджанский геолог-нефтяник, профессор Нусрат Халилов на страницах газеты «Вышка». - Льдину начали бомбить с военных самолетов, чтобы раздробить ее на мелкие части. Но они соединялись и продолжали неуклонно двигаться в направлении буровых скважин. Тогда с высокой точки села Бузовны по льдам начала стрелять наша дальнобойная артиллерия. Но лед продолжал двигаться. Я тогда работал старшим геологом на Мардакянском участке. И вместе с главным инженером конторы разведочного бурения мы отправились на теплоходе «М.Горький» и начали снимать людей с отдельных оснований».

Так получилось, что в непростых погодных условиях теплоход получил пробоину. Ночь пришлось провести на временной пристани. «Когда утром проснулись и поднялись на палубу, были просто поражены: наш теплоход был окружен массой льда, - рассказывает Халилов. - Когда же мы посмотрели в сторону наших буровых, то пришли в ужас, не увидев ни одной из них. Все они, а их было 15, были уничтожены льдом. За одну ночь управление разведочного бурения осталось без единой буровой».

Нефтяные камни. Фото: socarplus.az

Позже свершились самые страшные опасения нефтяников – лед начал двигаться в сторону Нефтяных камней. В 1953-м это уже был внушительный комплекс сооружений - 50 километров эстакад, 200 площадок, два парка товарных резервуаров, столько же причалов для швартовки танкеров, несколько нефтесборных пунктов, два жилых поселка. Никому не хотелось верить, что все это огромное хозяйство может быть уничтожено льдом. Но метеосводки были неутешительными, и руководство Нефтяных камней стало готовиться к самому худшему – были «заглушены» действующие нефтескважины, почти весь персонал отправлен на берег – остались только 50 человек, задача которых была - не допустить возникновения пожара.

Замерзший Каспий в Дагестане. Фото: georgiatimes.info

И вот драматичный момент случился – ледовые глыбы соприкоснулись с первым объектом Нефтяных камней – с огромными емкостями товарных резервуаров. Правда, они были пустыми. «Под натиском льда заскрежетали первые сваи, но площадка и резервуары устояли, - вспоминает Артем Симонян. - И тут случилось то, что иначе, как чудом, назвать нельзя. Ветер, много дней дувший с востока, мгновенно стих, а потом, быстро набирая силу, задул с запада. Льды остановились ненадолго и поплыли туда, откуда пришли. В это время резко потеплело, и они растаяли, не дойдя до месторождений, которым нанесли огромный урон. Надо было видеть радость людей, не ожидавших такого поворота событий. Они думали, что трагедия на Нефтяных камнях неотвратима».

«Тогда в результате так называемой «ледовой обстановки» был нанесен колоссальный урон нефтяной промышленности Азербайджана, исчисляющийся потерей более миллиарда рублей, - рассказывает Нусрат Халилов. - Были жертвы и среди нефтяников, но это, как и многое другое, скрыли от общественности.

Зима на Каспии. Фото: photosight.ru

После «ледового побоища» на Каспии у буровиков и строителей наступила горячая пора. Они начали восстанавливать потерянные скважины, эстакады, площадки и другие гидротехнические сооружения. Уже через полгода все нефтепромыслы работали. Не повезло лишь Избергскому месторождению. Восстанавливать его не стали из-за бедности нефтеносного слоя.

С 1953 года подобная ледовая драма на Каспии не повторялась. Но, тем не менее, ученые предупреждают – возможны различные сценарии природных катастроф на самом большом в мире море-озере. Поэтому нужно быть готовыми ко всему.

Подробно о ледовых условиях Каспийского моря вы можете прочитать в нашей рубрике «Каспийская энциклопедия». Также о каспийских льдах интересно рассказывает председатель Астраханского регионального отделения Русского географического общества Петр Бухарицин. Занимательное интервью с ученым – в рубрике «Персона».

Ольга Гаврилова

По материалам сети Интернет