Электрички начались с Азербайджана

22 Сентября 2016
729
Электрички начались с Азербайджана
Фото с сайта turbina.ru

Поезда на электротяге так глубоко вошли в жизнь современных людей, стали настолько обычными, что мало кто  не то что вспомнит, но даже знает, когда же они появились на железных дорогах.

Между тем, перевод железных дорог СССР на электрическую тягу был составной частью принятого в 1920 году Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). И план этот начали выполнять не с Москвы и не с тогдашнего Ленинграда, а… с Баку.

электричка 1.jpg

Именно на Апшеронском полуострове в 1924 году по указу наркома путей сообщения Феликса Дзержинского начали вести первую электрифицированную линию Баку-Сабунчи-Саруханы.

Спустя два года, 6 июля 1926-го первый электропоезд бодро застучал колесами по апшеронской одноколейке. Надо сказать, что ни о каких тепловозах тогда еще и не думали, и по железным дорогам пыхтели поезда на паровой тяге.

Почему же первые электрички появились именно в Азербайджане? Вероятнее всего, причиной тому послужил высокий уровень экономического развития Баку. Здесь развивалась нефтяная промышленность, были нужные специалисты, да и электричество генерировалось в больших количествах. Кроме того, ежедневно тысячи рабочих утром отправлялись на работу на нефтепромыслы, а вечером возвращались домой. Тут точно был нужен электротранспорт. 

первые электрички.jpg

Первые вагоны для бакинских электричек были сделаны на заводе в подмосковных Мытищах. Они были больше похожи на трамваи, чем на те привычные глазу зеленые вагоны ЭР2, которые можно наблюдать сейчас на всех железных дорогах бывшего Советского союза. Собственно говоря, эти первые вагоны и делали на основе трамваев, просто поставили их на железнодорожные рельсы.

станция Саруханы.jpg 

А это вошедшая в историю станция Саруханы. Конечно, на фото 50-х годов прошлого века стоит уже не первая электричка. Это электропоезд серии С – следующее поколение.

вид с перезда.jpg 

Потом и эти поезда заменили на «родные» зеленые составы. Однако до сих пор электрички и тепловозы ходят по той же самой одноколейной ветке, оставшейся с далеких лет. И электрифицированная линия все та же.

современный вид станции Саруханы.jpg

Да и сама станция Саруханы не претерпела больших изменений.


Анна Герасимова