Гонки по баскунчакской соли

5 Сентября 2016
453
Гонки по баскунчакской соли
Фото с сайта fishki.net

В середине прошлого столетия на соленом озере Баскунчак в Астраханской области устраивали заезды на установление рекордов скорости на гоночных автомобилях.

В Советском союзе тоже любили быструю езду. И озеро Баскунчак с его прочной и совершенно плоской соляной поверхностью было как нельзя лучше приспособлено для установления скоростных рекордов. Можно сказать, что Баскунчак тогда для советских автогонщиков был чем-то вроде американского Бонневиля – древнего высохшего соленого озера в штате Юта.

авто2.jpg

Первые рекордные заезды провели на Баскунчаке в 1960 году, хотя испытывать авто на скорость тут стали еще в 1958-м. Вот так выглядел гоночный автомобиль «Звезда-6» во время одного из таких заездов в конце 50-х.

baskunchak.jpg

Трассу для машин размечали сначала с помощью деревянных вешек, а затем полосами коричневой глины обозначалась прямая, как стрела, дорога. В ширину она была 8 м, а в длину – около 13 км.

К сожалению, использовать советский Бонневиль долго не представилось возможным. Заезды продолжались до 1963 года, а после из-за расширения добычи соли поверхность озера стала непригодной для использования – близко подступила вода.

Однако даже за этот сравнительно короткий период времени спортсмены смогли поставить 29 всесоюзных рекордов, 19 из которых превосходили международные. Абсолютный рекорд СССР на автомобиле «Пионер-2» установил Илья Тихомиров – он промчался по трассе со скоростью 311,4 км/ч.

авто 1.jpg

А вот в таких доспехах готовили к рекорду скорости автомобиль «ЗИЛ-112С».

авто3.jpg

Наряду с рекордами случались и аварии. Так, в 1963 году авто с именем ХАДИ-4 принимало участие в рекордных заездах на разные дистанции. Им управлял Владимир Никитин, являющийся также и разработчиком этой модели. Ему удалось установить 2 республиканских рекорда: на дистанции 1 км – 270 км/ч, и на дистанции 5 км – 251 км/ч. Однако на 10-километровом отрезке пилота постигла неудача. У автомобиля разорвалась шина, он потерял управляемость, перевернулся и загорелся. Никитин остался жив, но получил серьезные травмы и долго лечился. А вот автомобиль после аварии не восстановили. 


Анна Герасимова