Как британцы пытались выйти на Каспий

17 Февраля 2017
843
Как британцы пытались выйти на Каспий
Источник bp.blogspot.com

Для чего Британия создала свою Каспийскую флотилию? Об этом рассказывает вторая часть статьи «Почему Каспий не стал британским озером» военного историка и публициста Александра Широкорада, которую он прислал для публикации в «Каспийских новостях». Первая часть, напомним, была посвящена русско-персидским авантюрам капитана Джона Элтона, агента британского правительства.

Несмотря на печальный урок, который в 1751 году Британия получила «стараниями» своего предприимчивого соотечественника Джона Элтона, англичане постоянно пытались пролезть на Каспий. Но постоянно нарывались на жесткий отпор российских властей. Так, в 30-х годах XIX века император Николай I заявил: «У англичан нет никаких торговых интересов на Каспийском море, и заведение их консульств в этой стране не имело бы иной цели, кроме заведения интриг». Александр II также отказал англичанам, но в более мягкой форме.

Революция и начало гражданской войны в России кардинально изменили ситуацию.

Весной 1918 г. британские войска вышли на южное побережье Каспийского моря и захватили порт Энзели, сделав его своей главной базой. Там они приступили к формированию военной флотилии. Командовал английскими морскими силами командор Норрис. Задача создания флотилии на Каспии для англичан облегчалась наличием британской военной флотилии на реке Тигр. Перевезти на Каспий канонерские лодки они, естественно, не могли, зато сняли с них морские орудия калибра 152, 120, 102, 76 и 47 мм.

Англичане захватили в Энзели несколько русских торговых судов и приступили к их вооружению. Команды поначалу были смешанные — русская вольнонаемная команда и английские расчеты орудий. Командовали всем судами английские офицеры, на второстепенные должности брали и русских моряков.

Позже советские историки станут повествовать, как большевики разгромили поход 14 государств Антанты. На самом деле целью интервенции на Каспии вовсе не было свержение советской власти. Это был классический поход «за зипунами» в стиле Стеньки Разина, только в куда больших масштабах. Английская Каспийская флотилия доставила сухопутные британские войска из Энзели в Баку.

В итоге под британский контроль попали все бакинские нефтепромыслы, а затем нефтепровод и железная дорога до Батума. Англичане вывезли из Баку свыше миллиона тонн нефти. Британская Средиземноморская эскадра с конца 1918 г. по 1923 г. ходила исключительно на бакинской нефти.

Английская Каспийская эскадра загнала советскую Волжско-Каспийскую флотилию в северную часть Каспийского моря и… более ее не беспокоила.

В августе 1919 г. «просвещенные мореплаватели» осознали, что дело пахнет жареным, и чтобы не быть сильно побитыми, вывели войска из Баку, а свою Каспийскую флотилию поделили между Добровольческой армией и бакинскими мусаватистами. Причем лучшие корабли, включая канонерки «Карс» и «Ардаган», продали Азербайджану.

01 Канонерская лодка ''Ардаган'' (в 1920г. переименована в ''Троцкий'' в 1927г. в ''Красный Азербайджан'')

В полдень 27 апреля 1920 г. четыре красных бронепоезда, на борту которых находился десант в две стрелковые роты и товарищ Анастас Микоян, вторглись на территорию Азербайджана.

На узловой железнодорожной станции Баладжары отряд разделился: два бронепоезда были отправлены в сторону Гянджи, а два других пошли на Баку. Рано утром 28 апреля бронепоезда ворвались в столицу. Мусаватистская армия капитулировала. Эшелон с лидерами мусаватистов и иностранными дипломатами был задержан на пути в Гянджу.

Лишь 29 апреля к Баку подошла красная конница.

Утром 1 мая 1920 г. Баку встречал корабли Волжско-Каспийской флотилии красными знаменами, оркестры играли «Интернационал». Увы, белые и англичане успели угнать весь транспортный, а главное наливной флот в персидский порт Энзели.

1 мая 1920 г. командующий Морскими Силами Советской России А.В. Немитц, еще не зная о занятии флотилией Баку, дал директиву командующему Волжско-Каспийской флотилией Ф.Ф. Раскольникову о захвате персидского порта Энзели: «Очищение Каспия от белогвардейского флота должно быть выполнено во что бы то ни стало. Так как для достижения этой цели потребуется десант на персидской территории, то он и должен быть совершен вами. Вы известите при этом ближайшие персидские власти о том, что десант предпринят военным командованием исключительно для выполнения боевого задания, которое возникло только потому, что Персия не в состоянии разоружить белогвардейские суда в своей гавани, и что персидская территория остается для нас неприкосновенной и будет очищена немедленно по выполнении боевого задания. Это извещение должно исходить не от центра, а только от вас».

Эта директива была согласована с Лениным и Троцким. Нарком иностранных дел Чичерин предложил хитрый ход — считать высадку в Энзели личной инициативой командующего флотилией Раскольникова, а в случае осложнений с Англией «повесить на него всех собак», вплоть до объявления его мятежником и пиратом.

Ситуация с белой флотилией, стоявшей в Энзели, была очень сложной в правовом отношении. С одной стороны, Персия — формально независимое государство, придерживавшееся формального и фактического нейтралитета в Гражданской войне в России.

Но, с другой стороны, большинство судов, ушедших в Энзели, раньше были танкерами, и они были более чем необходимы для перевозки нефти из Баку в Астрахань. Не было никакой гарантии, что белые суда в нужный момент не будут вооружены и не начнут крейсерские операции на Каспии. Наконец, согласно Туркманчайскому миру (от 10 февраля 1828 г.), Персия вообще не имела право содержать на Каспии военный флот.

02 Эсминец ''Карл Либкнехт''. Рис. А. Карелова

В начале ХХ века было несколько прецедентов — высадок русских десантов в Энзели. Процитирую «Военную энциклопедию»: «Постоянные волнения и беспорядки в Персии за последние годы заставляли очень часто наших дипломатических представителей обращаться за содействием к Каспийской флотилии; своз десанта в Энзели, в Решт, в район Астрабада и других пунктах побережья сделался обычным явлением».

03 Энзелийская операция 17-18 мая 1920 г.

Рано утром 18 мая советская флотилия подошла к Энзели. Береговые батареи англичан молчали. 18 мая в 7 ч. 15 мин. флотилия была уже в 60 кабельтовых от Энзели. Здесь корабли разделились. Четыре эсминца - «Карл Либкнехт», «Деятельный», «Расторопный» и «Дельный» - повернули на запад для обстрела района Копурчаль, чтобы отвлечь внимание противника от места высадки десанта.

Вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» в охранении сторожевого катера «Дерзкий» направился к югу для обстрела района Казьяна. Транспорты в сопровождении отряда артиллерийской поддержки (вспомогательный крейсер «Австралия», канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», тральщик «Володарский») направились к населенному пункту Кивру для высадки десанта.

04 Канонерская лодка ''Роза Люксембург''

В 7 ч. 19 мин. эсминцы открыли артиллерийский огонь по району Копурчаль. В 7 ч. 25 мин. вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» начал артобстрел Казьяна, где находился штаб английских войск. Вскоре после начала артобстрела по радио был направлен ультиматум командующему английскими войсками о сдаче порта Энзели со всеми находящимися там русскими кораблями и имуществом.

Любопытно, что один из первых 130-мм снарядов крейсера «Роза Люксембург» взорвался в помещении британского штаба. Английские офицеры выпрыгивали из окон буквально в нижнем белье. Просвещенные мореплаватели просто-напросто проспали советскую флотилию. Время в Волжско-Каспийской флотилии и у англичан различалось на 2 часа, и первые выстрелы «Карла Либкнехта» для красных прозвучали в 7 ч. 19 мин. утра, а для англичан в 5 ч. 19 мин. (по второму поясному времени). Кто ж встает в 5 часов утра? Порядочные джентльмены должны еще спать.

Очевидец, бывший командир белого крейсера «Австралия» старший лейтенант А. Ваксмут писал: «В одно прекрасное утро мы проснулись от орудийных выстрелов и падения снарядов среди порта и среди наших кораблей. Взобравшись на мачты, мы увидели в море массу кораблей, стрелявших по Энзели. В английском штабе - полная растерянность, ни одна из батарей красным не отвечала. Оказывается, от этих батарей англичане бежали чуть не в одном белье. Через некоторое время мы увидели, как лейтенант Крислей сел на один из наших быстроходных катеров, поднял белый флаг и вышел в море к красным. Мы поняли, что англичане плохая защита, и решили действовать сами, то есть нам надо было уходить. Чем дальше мы уйдем, тем в большей будем безопасности».

В результате занятия Энзели были захвачены большие трофеи: крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт» и «Меркурий», плавбаза торпедных катеров «Орленок», авиатранспорт «Волга» с четырьмя гидропланами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов, свыше 50 орудий, 20 тысяч снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, до 8 тысяч пудов меди и другое имущество. Захваченные в Энзели суда постепенно стали переводить в Баку.

Весьма любопытна реакция советского правительства на взятие Энзели. 23 мая 1920 г. газета «Правда» писала: «Каспийское море — советское море».

05 Танкеры возвращенные в Баку из Энзели. 1920 г. На переднем плане судно ''Экватор''

От себя добавлю, что до 1922 г. вся бакинская нефть поступала в Россию исключительно через Астрахань на наливных судах, и лишь затем заработала, да и то с перебоями, железная дорога Баку - Батум.

Маленькая справка: по грузоподъемности Каспийский торговый флот на 1913 год уступал Черноморскому в 2,64 раза. Однако к 1935 году как по тоннажу, так и по объему перевозок Каспийский флот превосходил торговые флоты любого другого бассейна СССР, включая Черное море и Балтику. Увы, послать Волжско-Каспийскую флотилию в Константинополь, Бизерту, порты Англии, Шанхай и Манилу, куда был угнан русский флот бароном Врангелем, генералом Миллером и адмиралом Старком, не представлялось возможным.

Александр Широкорад

Иллюстрации предоставлены автором