Хочу быть второй женой: дагестанки за полигамию?

13 Декабря 2016
1898
Хочу быть второй женой: дагестанки за полигамию?
Фото: etokavkaz.ru

В республиках Северного Кавказа многоженство перестает быть чем-то исключительным. Причем ратуют за него все чаще женщины. Некоторые согласны на брак только при условии не быть единственной.

Московские социологи из Института Гайдара и Академия госслужбы изучали ценности мусульман Дагестана - проводили опрос через социальные сети Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники». И, как пишет дагестанская журналистка Светлана Анохина на сайте «Это Кавказ», обнаружили, что молодежь более религиозна и более консервативна в своей религиозности. Может быть поэтому тема многоженства вызывает у молодых мусульманок все меньше протеста. Особенно у одиноких.

Дагестанские сторонники многоженства ссылаются на пример Пророка Мухаммада. Так и не выяснено, сколько же у него было жен. Одни историки подсчитали, что их было 15, а другие – 21-23, но в физическую связь он, якобы, вступал только с 13-ю. Самой достоверной считается версия об 11 женах и двух наложницах.

В арабском доисламском обществе VII века многоженство было распространенным и привычным явлением. С распространением ислама в Аравии полигамия была ограничена до четырех жен (до ислама мужчина мог иметь неограниченное количество жен). Важно, что, согласно Корану, мужчина мог иметь несколько жен только в том случае, если он способен дать им полное и равное материальное обеспечение.

Фото: respublikarso.org.

Более поздние традиции свидетельствуют – общество на Кавказе охраняло женщину от судьбы старой девы, от одиночества – помогало ей выполнить функцию жены и матери. Так, есть научные исследования, посвященные женской инициативе в выборе брачного партнера в традиционном дагестанском обществе XIX – начала XX века. Вот пример обычая, бытовавшего в старину в селении Тлалух Чародинского района: «Старейшины аула собирали один раз в году всех девушек и женщин, которые по разным причинам не вышли замуж. Собирались также все холостяки-мужчины. Все приходили нарядно одетыми. По разрешению старейшины ведущий произносил имя девушки и говорил: «Человек не должен жить один. Пора ей иметь спутника. Назови имя». Если девушка смелая, она могла сразу произнести имя своего избранника из тех, кто присутствовал. Но если девушка стеснялась, то из толпы ее закидывали мелкими камушками до тех пор, пока она не скажет имя избранника...». У лакцев (одних из коренных народов Дагестана – КН) якобы девушка, созревшая для замужества, поднималась на специальную башню и кричала оттуда, что хочет замуж.

А этот обычай известен нам по художественной литературе: если мужчина случайно или преднамеренно при встрече загородит девушке дорогу или же дотронется до нее, то девушка могла потребовать взять ее замуж. И тогда родственники девушки «качали права». Если же юноша отказывался, то это рассматривалось как оскорбление для родных и близких девушки и могло привести к кровной мести.

Вот и сегодня социологи выяснили: хотя активные поиски мужа воспринимаются как нарушение правил приличия, люди помнят, что по исламу девушка имеет право проявлять активность сама или просить об этом родственников.

Мужчины, когда хотят действовать активнее, тоже ссылаются на ислам. Молодой человек может подойти к девушке в хиджабе на улице и спросить: «А ты не замужем?» - что, в общем, в традиционной системе недопустимо. Здесь же он видит, что она религиозная, для него важно иметь такую жену, и он может вот так напрямую спросить.

Сегодня дагестанцы не считают развод грехом, а вот секс до брака для 73% опрошенных социологами по-прежнему является недопустимым. Половина респондентов считают, что муж может побить жену. А вот гомосексуализм простить нельзя никак!

Фото: etokavkaz.ru
Тема многоженства все более популярна в дагестанских СМИ. Президенты республик Кавказа то и дело дают интервью на эту тему. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов откровенно говорит, что знакомые мужчины советовали ему завести вторую жену – ведь он бывает в командировках. Но он сказал, что это неприемлемо для него, упомянув при этом, что жена у него русская. Едва ли это ей понравилось бы…

Рядовые дагестанцы тоже не стесняются высказываться на тему многоженства, причем женщины, как правило, рассказывают не самые счастливые истории. Так, другая журналистка, озадаченная этой темой, Лейла Наталья Бахадори, собрала целый свод советов от наших современников, познавших на личном опыте, что такое полигамный брак.

Фото: islamdag.ru.

Фаиза хотела быть исключительно второй женой. «Почему я хотела быть не единственной? Наверное, после двух неудачных браков я не ощущала уверенности в себе. Боялась привязываться к мужчине: терять очень больно. В принципе, я вообще замуж не хотела, обеспечить себя могла сама. Только ребеночка очень хотелось, да и людские языки у нас на Кавказе не оставляют в покое незамужнюю женщину… Мои все знали о женитьбе, его родители - нет, только братья. Я понимала, что свекровь вряд ли примет меня, поэтому не хотела, чтобы она знала. Мне казалось, я придумала путь наименьших проблем. Однако довольно быстро поняла, как тяжело быть второй и необременительной женой… Все-таки с первой семью строят, а вторую берут для праздника, для удовольствия, а не чтобы беды и горести вместе делить. С точки зрения общества, вторая семья - неполноценная, и быт у нее такой же. Я не выдержала, наш брак распался».

Уголовной ответственности за многоженство в России нет с 1 июля 1997 года, когда была отменена статья 235 «Двоеженство или многоженство» УК РФ, предусматривающая лишение свободы на срок до одного года. В то же время статья 14 Семейного кодекса «Обстоятельства, препятствующие браку» указывает на то, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в зарегистрированном браке. Таким образом, многоженцы не могут оформить свой брак в ЗАГСе, что не мешает им вступать в шариатский брак с помощью имама мечети.

Фото: lifeglobe.net.

Бывалые многоженцы активно делятся советами. И к ним надо бы прислушаться не только мужчинам, но и женщинам! Магомед пытался построить полигамный брак несколько раз. Первая попытка была неудачной, зато сейчас он счастливый троеженец. «Если уж вы решили, что созданы для полигамии, не надо идти «легким» путем и скрывать женитьбу. Можно какое-то время от первой жены скрывать, но это индивидуально. А вот родным рассказать — своим и жены — это обязательно, - советует Магомед. - Жен надо постепенно готовить к тому, что будут последующие. Я вот не готовил первую, очень жалел потом, обрушил на нее все в один день, конечно, тяжело ей было. Мой первый полигамный брак развалился, но потом я честно стал предупреждать, что будут еще жены, и второй так говорю, и даже третьей, хотя и не уверен, что решусь создать четвертую семью».

Вторую жену сегодня не скроешь - социальные сети усложняют ситуацию. Жены выкладывают там свою счастливую семейную жизнь…

Имам мечети при центральной больнице в Махачкале Мухаммад-хаджи Даудов — многоженец со стажем. В современных реалиях быть многоженцем легче, считает он. Лет десять назад вообще никто не понимал пользу полигамного брака и не принимал эту тему, кроме мужчин. Сейчас уже и женщины видят в нем пользу для себя. Мужчины теперь имеют больше опыта и понимают, какие ошибки не надо совершать.

Фото: dagestanpost.ru.

Главное в этом деле, призывает имам, соблюдать справедливость — в ночах, в жилье и прочем. Если у одной жены ночь провел, то следующую обязательно у другой. «Сейчас много разведенных женщин, им всем нужны мужья. Мы, имамы, обязаны думать о том, чтобы все женщины имели возможность создавать семью. В отличие от арабского мира, у нас, к сожалению, нельзя оформить второй и последующие браки юридически», - сетует служитель Аллаха.

В России было две попытки официально разрешить многоженство. В непризнанной Чеченской Республике Ичкерия (1992−2000) такие браки оформлялись, но после окончания военных действий были признаны недействительными, а печати в паспортах аннулированы. В 1999 году президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил многоженство в республике, но Борис Ельцин сразу же приостановил действие его указа.

Галина Годунова

(по материалам сети Интернет)