Любимый фильм космонавтов снимали в Дагестане и Туркменистане

18 Октября 2016
626
Любимый фильм космонавтов снимали в Дагестане и Туркменистане

Известно, что часть киносцен знаменитого советского художественного фильма «Белое солнце пустыни» (1970) режиссёра Владимира Мотыля, была отснята в Дагестанской АССР и в Туркменской ССР. Помогла рождению шедевра и Астрахань.

Вообще, о съёмках этого фильма ходит множество легенд и мифов – настолько невероятными кажутся реальные случаи, происходившие на съёмочной площадке зачастую в экстремальных условиях. Большая часть таких сведений на самом деле не являются исторически достоверными и уж тем более документально подтверждёнными – они носят характер актёрских баек. Верить им или нет – личное дело каждого. Но это нисколько не умаляет достоинств одного из самых любимых телезрителями фильмов.

Само действие фильма происходит в двадцатых годах прошлого столетия на берегу Каспийского моря. Фильм начали снимать 24 июля 1968 года на производственной базе студии «Ленфильм», возле деревни Мистолово. Считается что, первой отснятой сценой фильма был сон Сухова, где он куёт серп и затем пьёт чай вместе с супругой и остальным гаремом.

Фото с сайта gorod.tomsk.ru

Съёмочная группа побывала в Дагестане, рядом с Махачкалой на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента, возле которого, по сценарию, должны были развернуться главные события. Кстати, хотя название города Педжент похоже на Пенджикент – городок возле Самарканда, но на карте его точно нет. Определённый смысл может внести то обстоятельство, что слово «педжент» в театральной лексике обозначает передвижную сцену в средневековом театре, применявшуюся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др. Из махачкалинского порта пригнали баркас, переименовав для съемок в «Тверь». Кстати, есть сведения, что баркас, на котором взорвался Верещагин, был построен в Астрахани.

Фото с сайта astrahanfoto.livejournal.com

В Каспийске украли почти весь реквизит. В обмен на него Владимир Мотыль рискнул предложить тамошнему бандиту сняться в эпизоде, сыграв одного из бандитов Чёрного Абдуллы в обмен на похищенный реквизит. Перспектива стать «кинозвездой», по-видимому, настолько заинтересовала бандита, что он вернул всё украденное и согласился. В фильме он появился два раза, сыграв бандита в красной рубахе.

Фото с сайта httpdubikvit.livejournal.com

Говорят, что знаменитую сцену, где Саид по самую шею закопан в песок, снимали в Махачкале, возле знаменитого бархана Сарыкум. Однако есть сведения, что эта сцена была снята в Туркменистане. Так или иначе, песок был настолько горячим, что можно было без труда испечь в нём сырое яйцо. Поэтому, чтобы актёр не пострадал от ожогов, была придумана такая штука: в специально вырытую большую яму поставили деревянный ящик, в который и посадили актёра. Кстати, сам он рассказывал, в перерывах между дублями над его головой ставили зонтик, а ассистент режиссера давал актёру сигарету.

Фото с сайта pikabu.ru

Известно также, что часть картины была снята в Туркменистане, в районе города Байрам-Али. Съёмки, задуманные в знойной пустыне, могли сорваться: говорят, что в Каракумах, как назло, сильные дожди вызвали рост травы, и поэтому идеальный кусок пустыни искали, облетая местность на вертолете. Спасение якобы оказалось в солдатах, которые вмиг пропололи внушительный по площади участок пустыни. Но достоверно, что невыносимую жару, царившую в Туркменистане, особенно тяжело переносил женский состав группы. Именно поэтому в тех сценах, где у жён гарема личики закрыты чадрой, их иногда играли худенькие солдаты из близлежащей военной части.

Фото с сайта torba.inetvl.ru

Кстати, съёмок в Туркменистане вообще могло и не быть: когда фильм был почти полностью отснят, в Госкино его решили закрыть, а деньги списать, но минфин возмутился, и фильм досняли. Съёмки завершились в сентябре 1969 года. Фильм прошёл тернистый съёмочный путь от студии «Ленфильм» до мосфильмовской. Принимавший картину директор «Мосфильма» Владимир Сурин категорически ее забраковал, да и многие критики отнеслись к нему скептически. Спасителем теперь уже одного из любимейших отечественных фильмов стал сам Леонид Брежнев, который был в восторге от новинки. По словам космонавта Алексея Леонова, генсек лично попросил одну копию фильма для закрытого проката в центре подготовки космонавтов. С тех пор «Белое солнце пустыни» считается одним из талисманов космонавтов, пересматривающих его перед каждым стартом. На экраны фильм вышел 30 марта 1970 года.

Фото с сайта mafab.hu