«Мусульманские следы» в истории астраханского кремля

13 Июля 2016
330
«Мусульманские следы» в истории астраханского кремля

Астраханский кремль построен из золотоордынского кирпича. Этот факт общеизвестен. А вот мало кто знает, что одно из зданий кремля мусульмане почитали как святое место.

«Цветет и здравствует здесь, за крепкими стенами, чьи камни Тамерлан еще топтал конями, а ныне вновь стоит царем Руси оплот», - свидетельствовал немецкий поэт Пауль Флеминг, посетивший Астрахань в XVII веке. Действительно, строительным материалом для кремлевских стен и башен служил так называемый «татарский кирпич» из разрушенных золотоордынских городов. Помимо плинфы, русские мастера употребляли в дело и «старое связующее»: затвердевший раствор построек Золотой Орды вновь пережигали и использовали «в кладку пополам с новой известью». В 1948 году советские реставраторы, исследуя кремлевские памятники, отмечали удивительную прочность кирпича. При ударе молотка он издавал чистый звенящий звук. Снять с кирпича раствор можно было только с помощью зубила.

Кремлевские стены «видели» немало личностей, которые затем были канонизированы. Святой игумен Кирилл, присланный в Астрахань в 1568 году для укрепления православия, заслужил глубочайшее уважение не только русских астраханцев, но и обитавших в окрестностях татар и ногайцев. Мусульмане называли благочестивого священника «Кара-Дауд» (Черный Давид), в честь почитаемого мусульманами библейского пророка Давида, а черным - по монашескому облачению. Место погребения игумена - Кирилловская часовня - в дальнейшем почиталось мусульманами как аулья - святое место.
Астраханский кремль. Фото Павла СимаковАстраханский кремль. Фото Павла Симаков