Не грузите нефть бочками

25 Мая 2016
169
Не грузите нефть бочками
Фото Smionline.ru

Первое в мире нефтеналивное судно появилось на Каспийском море. Сегодня, к сожалению, никто уже не помнит, что первоначально способ перевозки нефти танкерами назывался «русским» и астраханским».

Важное техническое открытие, используемое сегодня во всем мире, сделали астраханские инженеры-промышленники братья Артемьевы. С 1866 года они перевозили нефть из Баку на Волгу в двадцатипудовых эмалированных бочках, грузившихся на палубы и в трюмы. Попытки удешевить столь трудоёмкие и малоприбыльные перевозки за счёт увеличения ёмкости бочек ощутимых результатов не дали. И вот тогда-то у братьев Артемьевых возникла идея создания нефтеналивного судна. «В 1873 году, - пишут они в брошюре, которая хранится в Астраханском областном краеведческом музее, - мы переделали лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости выгрузки и нагрузки её. Этот первый опыт, повлекший на нас насмешки других промышленников, дал между тем блестящие результаты. В то время, когда прочие наши суда, грузившиеся старым способом, сделали в навигацию шесть рейсов, лодка «Александр» совершила их восемь. Причём, первые, выгрузив на 9-футовом рейде нефть, другого груза, кроме порожних бочек, не могли взять, тогда как последняя, выгрузившись и приведя ларь в должную чистоту, тотчас же грузилась лесом и шла обратным рейсом в Баку уже не пустою».

Другие судовладельцы срочно начали переоборудовать свои суда для перевозок нефтепродуктов. «Товарищество братьев Нобель» разработало проект морского наливного парохода для перевозки керосина. Он был построен в 1878 году на заводе «Мотала» в Швеции и назван «Зороастр», и вскоре первый в мире танкер пришёл на Каспий.