Почему беременным калмычкам запрещали смотреть на зайцев

17 Ноября 2017
2319
Почему беременным калмычкам запрещали смотреть на зайцев
Фото: emarfa.ru

И по сей день калмыцкий народ тесно связывает себя множеством обрядов и ритуалов. Особенно это касается главных моментов в жизни - таких как беременность и рождение ребенка. В старину же женщине-калмычке было ой как не просто. Для нее существовали десятки запретов, многие из которые сегодня кажутся, мягко говоря, странными. Эти табу – результат постоянного страха за будущее ребенка. Частые болезни, кочевая жизнь, отсутствие медицины были причинами высокой детской смертности. О калмыцких обрядах, связанных с рождением малыша, в своей исследовательской работе рассказывает Виктория Элешова.

У калмыков не было принято говорить, что женщина беременная. Чаще говорили - «тяжелая», «с прибылью». Будущим мамам не рекомендовалось смотреть на бегущего зайца, чтобы ребенок не родился с заячьей губой. Также нельзя было перешагивать через веревку – считалось, что тогда ребенок может запутаться в пуповине при родах. Женщине запрещалось посещать похороны, выходить на улицу с наступлением сумерек, завязывать узлы. Кроме того, считалось дурной приметой собирать ребенку одежду до его рождения.

Особые табу были на еду. Например, калмычкам во время беременности нельзя было есть верблюжатину – считалось, что тогда женщина будет носить ребенка 12 месяцев. Также в «списке» запретных блюд значились: коровье вымя, рыба, сладости.

Беременным категорически запрещалось бить животных – был страх, что ребенок родится с большим пятном на лице.

Фото: infpol.ru

Рождение ребенка в калмыцкой семье - большое и радостное событие, но сами роды считались «нечистыми». Беременная должна была рожать только в своей кибитке. Родственники отпирали все замки, выдвигали все ящики – этот ритуал символизировал свободный путь для ребенка. Также варили калмыцкий чай - считалось, что чем быстрее он сварится, тем скорее родит женщина.

Повитуха перерезала пуповину младенца специальным ножом, который затем клали в сундук (авдр) и хранили как семейную реликвию. Обмывали ребенка в соленой воде с молоком и окуривали благовониями. Сразу после рождения ребенка мать должна была сделать подношение огню (обряд очищения).

Сундук-авдр. Фото: xpeh13.ru

У калмыков существовала традиция пеленать новорожденного в подол бабушкиного платья. Считалось, что в бабушкином подоле только что родившийся человек обретает долголетие. Но в целом же сам процесс пеленания не был распространен. Если у младенца появлялись опрелости, то его кожу посыпали жженой глиной из-под золы очага.

Особый интерес представляют старинные калмыцкие колыбельные. На дно люльки клали набитый шерстью тюфячок или войлок, сшитый в несколько листов. Также имелась специальная трубка – цорго. Ребенок обхватывал ее ногами и мочился в отверстие. И таким образом оставался сухим. Устройство люльки не позволяло ее качать.

Люлька. Фото: selcdn.ru

Помимо материнского молока, с самого рождения ребенку давали сосать соску из курдючного сала с бараньего хвоста. Грудью кормили до полутора лет, а с полугода приучали к обычной еде: шулюн (бульон из баранины), будан (кипяток подправленный мукой и салом), калмыцкий чай и мясо.

Особенно в семье радовались рождению мальчиков. Сыновья считались продолжателями рода, носителями фамилии предков. Рождение девочки встречалось менее восторженно. Тем не менее, полное отсутствие дочерей считалось несчастьем для семьи.

Наивысшим почетом пользовались женщины, родившие двойню или тройню. Интересно, что при рождении близнецов калмыки считали, что старший ребенок это тот, кто родился вторым, так как младшие всегда уступают место старшим.

Фото: mycdn.me

Ответственный момент - обряд имянаречения («меләлһн»). По представлениям калмыков, имя определяет всю дальнейшую жизнь человека. Раньше имя старались давать в течение трех дней – дольше безымянным оставаться было нельзя. В молодой семье первенцу имя давали старшие в роду.

Чтобы дети не болели, родители часто давали имя-оберег – с отрицательным значением. Например, Ноха (собака), Гаха (свинья), Така (курица), Муковун (плохой мальчик). Считалось, что таким образом можно обмануть злых духов. С этой же целью часто младенца-мальчика нарекали женским именем, и наоборот.

Фото: liveinternet.ru

Особая роль отводилась детским оберегам. Обязательным подарком к первому дню рождения был молодняк скота, что являлось для младенца залогом будущего процветания во взрослой жизни.

Если новорожденный - мальчик, то на застолье по случаю его рождения обязательно варили заднюю ножку барана. От нее отделяли большую берцовую кость, очищали от мяса и убирали на хранение в сундук или на алтарь. С этого момента кость считалась оберегом мальчика.

Также в качестве подарков малышам дарили серебряные монеты и раковины каури, называвшиеся калмыками «змеиными головками».

Раковина каури. Фото: infourok.ru

Бу – талисман. Фото: infourok.ru

Кроме того, обереги изготавливали из первых волос новорожденного. Волосы помещали в специальный мешочек, а затем пришивали его к одежде. Личным оберегом могла служить и отпавшая пуповина. Ее также хранили в мешочке. С двухлетнего возраста детям делали «шумящий» оберег из костей зайца, коготков хищных животных и птиц. Их прикрепляли к вороту детской одежды для отпугивания злых духов

Сильным оберегом также считался кнут отца, нож или ножницы, подвешенные над колыбелью

По материалам сети Интернет