Ситар, тар, тамбур, каманча: сколько струн у иранской души?

7 Апреля 2017
817
Ситар, тар, тамбур, каманча: сколько струн у иранской души?
© welcometoiran.com

Музыкальным событием этого года стало присуждение «Грэмми» коллективу «Шелковый путь», один из музыкантов которого - иранский виртуоз Кейхан Калхор - играет на традиционном персидском инструменте каманче. Что же представляет собой каманча? Много ли у этого экзотичного струнного инструмента «сестер и братьев», рожденных на земле Ирана?

01 © 3.bp.blogspot.com

«Помимо богатого архитектурного наследия, шедевров живописи и литературы, мир обязан Ирану и существованием необычных музыкальных инструментов, которые воплощают собой утончённую персидскую душу, облачённую в повседневный быт и предметы обихода», - пишет посол Ирана в России Мехди Санаи в своем блоге, посвященном иранским струнным.

Именно на территории Персидской империи были созданы уникальные струнные музыкальные инструменты, которые практически невозможно встретить в любой другой стране мира. Один из таких инструментов - тот самый каманча, который покорил сегодня Американскую академию звукозаписи, присуждающую премию «Грэмми». В переводе на русский его называют и кяманча, и кеманче.

02 © urbanmilwaukee.com

Каманча полностью изготавливается из древесины, выпуклую часть инструмента обтягивают бараньей кожей. Гриф имеет цилиндрическую форму и четыре струны. Порядок игры на этом музыкальном инструменте отличается в зависимости от районов распространения.

Справедливости ради надо сказать, что и соседи Ирана приписывают своим странам происхождение некоторых инструментов, родственных каманче, особенно много споров было вокруг тара.

03 © ic.pics.livejournal.com_sajjadi

Так, иранские СМИ назвали «присваиванием культурных ценностей Ирана» факт включения (причем в присутствии иранских чиновников) иранского музыкального инструмента тар в список культурного наследия ЮНЕСКО в качестве азербайджанского инструмента. «Очень удивительно и смешно, что такой имеющий персидское происхождение музыкальный инструмент как тар, включили в список как собственность страны, население которой нефарсиязычное», - писала иранская пресса.

04 © ic.pics.livejournal.com_sajjadi

Между тем Мехди Санаи называет тар инструментом, отражающим иранскую музыкальную душу. Именно тар стал основным инструментом в традиционной музыке Ирана, пишет он. Звучание этого струнного инструмента оказало значительное влияние на тенденции в классической музыке Ирана. Шестиструнный тар имеет диапазон со второй по пятую октаву. Также встречаются тары с двумя и тремя струнами. Существует и азербайджанская разновидность тара, которая насчитывает 11 струн. Армянский тар может быть и из 12 струн. Вот в чем разница. Этот инструмент распространён по всей Средней Азии и Ближнему Востоку.

05 © radikal.ru

Еще одно творение персов - струнно-щипковый инструмент тамбур. Именно тамбур принято считать предком большинства струнных инструментов с длинным грифом. Слово «тамбур», по мнению известного мастера музыкальных инструментов Мехди Камалиана, произошло от слова «танур», что означает печь для обжига глины.

06 © playcast.ru

Считается, что мастера игры на тамбуре раньше сушили куски дерева, из которого вырезали гриф тамбура, в печах, чтобы добиться идеального звука. Длина этого инструмента составляет 120-130 сантиметров. Наиболее популярная разновидность тамбура имеет три струны (сетар), но существуют также разновидности с двумя (дотар), четырьмя (чартар), пятью (панжтар) и даже шестью (шештар) струнами.

Играющий на инструменте издаёт так называемый «шорр» (журчание/бурление воды) при помощи плектра (пластины или медиатора). Испокон веков тамбур являлся обрядовым музыкальным инструментом, связанным с суфийскими песнопениями Ирана и религиозной музыкой курдов. Помимо Ирана, игру на подобном музыкальном инструменте можно встретить в странах Средней Азии.

07 © scontent.xx.fbcdn.net

Тело инструмента, напоминающее форму обрезанной пополам груши, вырезают из тутового дерева, гриф инструмента обычно делают из абрикоса и грецкого ореха. Тар может использоваться как в сольном исполнении, так и для игры в ансамбле. Этот инструмент один из немногих, для которых композиторы пишут отдельные музыкальные произведения.

08 © worldmusiccenter.ru

Как пишут специалисты, с точки зрения устройства и количества ладов тар близок сетару, но манера игры на этих инструментах разная. Традиционно плектр при игре на таре выполняет один из основных типов удара по струнам, называемых «раст» («прямой, точный, правый»), движением сверху вниз, в то время как на сетаре – наоборот, снизу вверх, кончиками ногтей пальцев. Благодаря наличию специальной тонкой кожи, представляющей собой переднюю стенку корпуса тара, звук инструмента обладает характеристиками, особенно приятными для слуха. Чем больше возраст инструмента, тем более приятным становится его звук.

09 © shabahangmusic.com

Слова «сетар», «гитара», «хэтāр» (арамейское или ассирийское название инструмента) могут считаться произошедшими от одного корня. Поэтому объяснение названия «сетар» путём сложения слов «сэ» («три») и «тāр» («струна») многие исследователи не считают верным. Этот инструмент с самого начала имел не более трех струн, однако в начале эпохи династии Каджаров один мистик, которого звали Моштаге Алишах, добавил в ситар четвертую струну. Ситар изготавливают из древесины, нижняя его часть также имеет грушевидную полусферическую форму, но гриф ситара немного тоньше грифа тара.

10 © zahedannews.com

Самую экзотичную и причудливую форму имеет гайчак. Наибольшее распространение он получил в южных районах Ирана. Этот инструмент имеет два больших отверстия в верхней части и одно в нижней, обтянут кожей. У него четыре основные струны и от 8-ми до 16-ти резонирующих струн.

Лучше один раз услышать, чем прочитать множество отзывов и увидеть фото – это о музыке. Поэтому, чтобы составить полное впечатление о том, как звучат восточные скрипки, предлагаем вам выступление мастера игры на каманче Марка Элияху.

Галина Годунова

По материалам сети Интернет