Зачем азербайджанцы ходят в баню: мыться ли?

25 Октября 2016
1118
Зачем азербайджанцы ходят в баню: мыться ли?
Шахские бани. Фото с сайта photosight.ru.

Тысяча лет истории и гордость страны – так говорят о своих банях жители Азербайджана. Посещение купальни для любого азербайджанца – это целая философия. Туда редко ходят в одиночестве, в основном – с семьей или компанией, причем нередко - деловой. Моются, как говорится, заодно. Одни идут в баню как в культовое сооружение – отвлечься от мирских дел. Другие, наоборот, - решить важные общественные и политические вопросы.

Азербайджанцы отводят бане особое место в свое культуре, пишет TrendLife. Активно строить их в стране стали после принятия ислама. А при капитализме бани были самыми распространенными гражданскими сооружениями. Например, в Баку только на одной центральной улице работали 6 бань.

История местных бань ведется от первого шаха Ирана Кеярмуса. Первая баня появилась в начале XII века. Как говорят легенды, Кеярмус был великим изобретателем и приверженцем всяких нововведений.

Бей-хамам - одна из первых бань в Азербайджане. Фото с сайта trend.azБей-хамам - одна из первых бань в Азербайджане. Фото с сайта trend.az

Древняя азербайджанская баня состояла из пяти помещений – передней, раздевальни, промежуточного помещения, мыльни-купальни и хазны (хранилища горячей и холодной воды). Освещение было естественным – через отверстие в куполе, но его хватало только на часть помещения. Для освещения остальной банщики устанавливали по углам в специальных консолях сначала смоляные факелы, затем - масляные светильники и керосиновые лампы. Были и бани, которые освещались всего одной свечой.

Баня Ханбабы, поселок Мардакан, эпоха Ширваншахов, 1482-83 гг.. Фото с сайта ru.esosedi.org

Азербайджанские бани строились отнюдь не хаотично, а в соответствии с градостроительными приёмами. Для сохранения тепла их помещали в углублениях, над землей возвышался только купол. При купольной постройке пар, превращаясь в воду, стекал не с потолка, а по стене, не причиняя купальщикам неудобств.

С ХIX века в Азербайджане строили два типа бань: местной и европейской архитектуры. Первый тип развивался на принципах народного зодчества и предназначался для общего пользования. В европейских были индивидуальные номера.

Баням отводили самые почетные места в городе. Чаще всего их сооружали на территории дворцовых комплексов и общественных зданий в центре города, реже ставили отдельно в коммунально-хозяйственной зоне.

Чеяк-Хамам в Гянджи. Баня 16 века, под охраной ЮНЕСКО. Фото с сайта restbee.ru

Если вы хотите прочувствовать весь смысл и прелесть настоящей азербайджанской бани, поезжайте в старую часть Баку Ичери-шехер. Как раз здесь расположено, как сообщает Мир 24, самое большое количество старинных бань. И еще, что очень важно, в Баку до сих пор сильна традиция ходить в баню. Именно здесь функционировали, по данным Advantour, бани Гаджи Гаиба, Ага Микаила, Касум Бека, а также знаменитые бани Дворца Ширваншахов.

Баня Касум Бека. Фото с сайта esosedi.orgБаня Гаджи Гаиба. Фото с сайта travel.rambler.ru

Купальни были непременным атрибутом всех дворцовых комплексов восточных правителей. Во дворце Ширваншахов, наполовину под землей, располагалась большая баня из 26 помещений, перекрытых куполами. Как и во многих современных банях, причем не только в Азербайджане, в старинных имелись маленькие бассейны.

Шахские бани, раскопки. Фото с сайта www.ourbaku.com

Среди бань коммунально-хозяйственной зоны Старого Баку особо именита купальня Гаджи Гаиба напротив Девичьей Башни. Предполагают, что ее построили примерно в XV веке. Знаменитая баня Ага Микаила XVIII века в юго-западной части Ичери-шехер была построена не мусульманином Ага Микаилом. Место расположения бани в народе называют кварталом банщиков. Баня Касум Бека построена в XVII веке около Сальянских ворот. Ее прозвали «Сладкая баня», потому что там посетителей поили чаем со сладостями.

В древнем Азербайджане семейные люди до утренней молитвы шли в баню. Выходным тогда у азербайджанских мусульман считалась пятница. В этот день в баню направлялись целые процессии не только с чистым бельем в руках, но и с продуктами, потому что люди нередко оставались там на целый день. В раздевальне играли в карты или нарды. В специальном помещении стояли кровати для отдыха, там же можно было попить чаю и разогреть еду. В бане все сословия были равны, купались в одной и той же мыльне.

Баня в Шемаха – как она выглядела изначально. Википедия. Фото с сайта ru.wiki2.orgБаня в Шемаха – кусок старинной стены, найденный во время раскопок. Фото с сайта apxeo.info

Популярными банными профессиями были брадобрей, терщик, массажист и кальянщик. А главным специалистом считался разливальщик горячей воды. Еще одна древняя банная профессия - кисячи. Это великолепные профессиональные массажисты. Их методы лечения были не менее эффективными, чем китайская иглотерапия.

Женщины ходили в баню только в свой день. Об этом оповещала красная ткань у дверей. Здесь они мыли детей, а также стирали белье. Молодые женщины, по традиции, обливали пожилых теплой водой - из кружки. Это был особый знак уважения. Девушки старались быть скромными, поскольку в баню часто приходили матери парней, подыскивающие себе хороших невесток. Перед свадьбой жених с друзьями отправлялся не на мальчишник, как сегодня, а в баню.

Современные жители Азербайджана сохранили многие банные традиции предков. Они по-прежнему стараются посещать купальню в выходные – чтобы спокойно провести там несколько часов. С семьей или доброй компанией. Обмываются по-старинке - при помощи железной кружки. Этой традиции более тысячи лет.