Зачем дагестанской бабушке татуировка?

21 Июля 2016
1574
Зачем дагестанской бабушке татуировка?
Фото с сайта m.pikabu.ru

«Бабушка – ты в тренде!» - воскликнет молодой фанат татуировок, увидев пожилую жительницу Дагестана, украшенную тату. Оказывается, мода, начавшаяся повсеместно в начале XXI века, сошла на нет в аулах Дагестана лет 50 назад. Это была не мода, а древняя традиция.

Два дня назад исполнилось 170 лет Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. Именно ему мы обязаны знанием того, как выглядели татуировки с тех самых времен, как только люди научились загонять себе под кожу краску.

04. Фото с сайта aif.ru.jpg

Во время своих путешествий по Новой Гвинеи, Индонезии, Австралии, Меланезии и островам Океании Николай Николаевич зарисовал множество женщин и девушек, украшенных татуировками.

05. Фото с сайта www.vostlit.narod.ru.jpg

Ученый заметил, что именно женщины чаще всего подвергали себя экзекуции тату. Хотя, вполне возможно, что женщин просто было легче уговорить позировать. За брикетик табака они часами сидели перед Николаем Николаевичем, позволяя зарисовывать все интимные подробности их тела.

06. Фото с сайта az.lib.ru.jpg

«Татуировки представляют значительный интерес для этнолога, — объяснял Миклухо-Маклай свое увлечение, — <…> потому что известные орнаменты переходят как бы по наследству от одного поколения к другому и совершенно характеристичны для известной местности; при переселении туземцы вместе с языком и другими физическими особенностями переносят также и татуировку в свое новое местожительство». Миссионеры-европейцы пытались бороться с этим обычаем, но безуспешно.

07. Адольф Дирр.jpg

Тяга женщин к красоте и тайным знакам не имела границ. В этом убедился другой исследователь-этнограф - немец Адольф Дирр. Он путешествовал на другой стороне планеты Земля – в Прикаспии. Дирр был страстно увлечен Кавказом, большую часть жизни посвятив его исследованию. И тоже оставил нам зарисовки женских татуировок.

09. Фото с сайта m.pikabu.ru .png

В 1904 году Адольф Дирр сообщал о татуировках, увиденных им у горянок в селениях Ходжалмахи и Вихли. Он также выяснил, что татуировки есть у женщин селения Цахур Самурского округа. Именно с этих фактов началось дагестанское тату-ведение.

Мы не зря соединяем исследователей островной культуры и культуры горной – Океании и Кавказа. И там и там люди больше чувствовали изоляцию, зависимость от природы. И может быть не зря именно женщины - существа более слабые – украшали себя татуировками. От этих магических знаков они хотели не красоты, а защиты. Ну, и может быть, они имели связь с чем-то тайным и глобальным, с какой-то энергией, перетекающей по планете?

01. Фото_Габиб Исмаилов.jpg

Традиция татуировок в Дагестане стала уходить в прошлое после Великой Отечественной. Сейчас доживают свой век последние бабушки, украшавшие себя магическими знаками. И если бы не простой учитель русского языка и литературы из дагестанского селения Гапшима Габиб Исмаилов, подхвативший эстафету немца Дирра и изучавший тайные знаки благообразных бабушек-горянок, мы бы не узнали, откуда в Европу пришла мода на татуировки.

03. Фото Владимир Севриновский.jpg

Как Габиб Исмаилов увлекся изучением татуировок, рассказал дагестанский журналист Владимир Севриновский: «В начале 1990-х годов в село в поисках кайтагской вышивки приехал оксфордский ученый Роберт Ченсинер. Он искал помощников и переводчиков. По счастью, жена Габиба преподавала французский, которым хорошо владел предприимчивый англичанин. После пары недель с Робертом жизнь горской семьи круто изменилась. Жена и обе дочери Габиба со временем стали видными специалистами по кайтагской вышивке, а сам учитель углубился в область доселе почти неизведанную — татуировки горских женщин»

.02. Фото_Габиб Исмаилов.jpg

В 2008 году Исмаилов защитил диссертацию «Женская татуировка в Дагестане. К проблеме семантики и функций». В интернете есть множество ссылок на эту работу. Исмаилов различает 17 тематических групп татуировок: образы диких животных, растительные орнаменты, исламские татуировки, родовые знаки, советскую символику, солярные знаки и даже «татуировки фаллического характера».

13. Фото с сайта pro-derbent.ru.jpg

Про поиски натуры Габиб рассказывал журналистам интересные подробности: «Много татуировок на грудях, - поясняет он. - Их я, конечно, не мог снимать. Только однажды женщина сама взяла у меня фотоаппарат и сделала пару снимков нагрудных тату в форме полумесяца. Я их нигде не публикую».

10. С сайта m.pikabu.ru.jpg

Основная масса татуировок, которые зарисовал Исмаилов, относится к первой половине XX века, но он также видел и единичные татуировки малолетних детей, рождённых в начале XXI века, то есть совсем недавно!

11. С сайта m.pikabu.ru.jpg

Исмаилов пишет в своей диссертации, что «знаки солнца, луны, плодородия, древа жизни изображались на предметах обихода и на различных частях тела, формируя традиционное духовное мировоззрение горянок и нормы их поведения». Расспрашивая бабушек, исследователь не раз слышал, что татуировки помогают и защищают. Рассматривая татуировки дагестанок, он замечал там знаки разных религий - христианские (и не только) кресты и древний знак свастики, популярность которого, правда, была подпорчена Гитлером.

12. Фото с сайта pro-derbent.ru.jpg

Как пишет исследователь, «зачастую, охранные функции татуировок не исчезали и с приходом ислама. Те же татуировки, что защищали девушку от злых духов, теперь защищали её от джиннов. Иногда, конечно, к защитным функциям тату примешивались другие. Девушка могла получить татуировку и просто из стремления украсить себя, и для обозначение рода, и как знак инициации (взросления), и даже для более специфических целей. Например, в селении Гулатты (Дагестан) богатые невестки имели на пальцах татуировки социального статуса (в виде точек), обозначающие, что свататься к ним могут только богатые женихи. Другой специфический пример: в селении Геба (Дагестан) девушка имела на внутренней стороне бедра татуировку в виде фаллоса. Эта татуировка «будет защищать её кости в могиле от джиннов»! 

14. Фото с сайта fishki.net.jpg
Что касается современной повальной моды на тату – этнографам еще предстоит сказать свое слово. Может быть, человечество впадает в детство? Ученые рассматривают раскрашивание тела как атавизм или пережиток времён зарождения человечества. Ведь первые татуировки делали ещё в период неолита при помощи кремнёвых резцов. Древние мужчины и женщины покрывали тела рисунками, используя мел, известь, охру, сажу, уголь и различные красящие пигменты, в том числе и растительные.

15. Фото с сайта m.favim.ru .jpg
К слову, в первой половине XX века дагестанские женщины стали рисовать на себе советские «обереги» — пятиконечные звезды, серп и молот, а порой и аббревиатуру «СССР». Вполне возможно, что в эти времена горянки все реже делали тату, потому что краска стала дефицитом. Но сегодня нет дефицита на хну. Жители Дагестана свидетельствуют, что даже сейчас когда девушка выходит замуж, то собираются все женщины и девушки со стороны невесты и жениха - что то вроде девичника - и делают тату из хны.

Галина Годунова