АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ

АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ - основана Указом Петра I 22 ноября (3 декабря) 1717 г. из южной части Казанской губернии (центр - г.Астрахань). Включала 12 городов (6 уездов), 10 городов Нижнего Поволжья от Симбирска до Астрахани), а также Яицкий городок и Терек (Тарки), с конца 1720х гг. – только территория Нижнего Поволжья. В 1785 г. А.Г. была упразднена, ее территория вошла в состав Кавказской губернии (наместничества), которая в ходе административно-территориальных реформ императора Павла I была переименована в А.Г., а в 1802 г. разделена на АГ. и Кавказскую губернию (с 1822 г. область). До 1832 г. А.Г. была подчинена военному начальнику Кавказского края и Грузии. К 1850 г. оформилась система уездного деления (Астраханский, Енотаевский, Красноярский, Царевский и Черноярский). На правах самостоятельных административных единиц в А.Г. входили Калмыцкая и Киргизская степи, Астраханское казачье войско. Пл. А.Г. в 1898 г. - 207 тыс. кв. верст, население - 1003 тыс. чел., в т.ч. 507 тыс. кочевников и полукочевников. Основное занятие населения - рыболовство и связанные с ним промыслы. Рыба и продукты из А.Г. поступали во внутренние губернии России и за границу (Вена, Берлин и др.). Для экономики А.Г. большое значение имела добыча соли в оз. Эльтон, Баскунчак и др. (ок. 20% всей добычи соли в России). Развито огородничество, бахчеводство, садоводство, скотоводство, шелководство. Промышленность была представлена салотопенными, кожевенными, мыловаренными, кирпичными, мукомольными предприятиями. В конце XIX в. в А.Г. развивалась нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность; действовали отделения акционерного общества "Бранобель", "Мазут", судостроительный и металлургический завод А.Х.Норенса. Через А.Г. проходили торговые пути, связывающие Россию со Средней Азией. С 70х гг. XIX в. через Астраханский порт на Волге шли поставки нефти в Европейскую Россию. В 1909 г. прошла линия Рязано-Уральской железной дороги. В 1910 г. население А.Г. составляло 1281 тыс. чел. В годы Первой мировой войны на территории А.Г. размещались запасные части.