АЗОВСКО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ, КАНАЛ «ЕВРАЗИЯ», МАНЫЧСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР

АЗОВСКО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ, КАНАЛ «ЕВРАЗИЯ», МАНЫЧСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР - проект самотечной переброски вод Черного и Азовского морей в К. м. для поддержания постоянного оптимального уровня Каспия с установкой каскада ГЭС. Уровень К. м. на 27-28 м ниже уровня Черного и Азовского морей. Проблема соединения Черного и Азовского морей с Каспием будоражила в XIX - начале XX вв. умы известных инженеров Фрюстона, Блюма, Бергштрессера, Данилова, Лохтина, Ящевского, Бернарда, сына Д.И.Менделеева (см.) Владимира. Управляющий Астраханским соляным управлением Бергштрессер отстаивал идею соединения морей через Маныч. Для этого он в 1859 г. решил провести 2 лодки по всему Манычскому руслу. Лодки были спущены на воду близ озера Кек-Усун (озеро Состенской системы). Из двух лодок одна достигла Азовского моря. В общей сложности лодки прошли около 500 верст, из которых 200 их тащили волоком или везли, т.к. во многих местах Маныча не было воды. В советское время также неоднократно поднимался вопрос соединения. Однако, по мнению ихтиологов, более соленая черноморская вода, попав в Северный Каспий (см.), может пагубно повлиять на жизнь и воспроизводство как каспийского, так и азовского рыбного поголовья.


Проект соединения К.м. с бассейном Черного моря, а значит, и Мировым океаном. С идеей проекта канала выступил в 2007 г. на XI Петербургском экономическом форуме президент Казахстана Н.А.Назарбаев. Проект канала для питания К. м. из Азовского моря существовал уже в конце 1950 – начале 1960 гг. Тогда был рассмотрен проект в двух вариантах: самотечный каал и асосная подача воды на водораздел. Оба варианта трассы канала намечались по Манычу. Рациональным являлся вариант самотечного канала длиной 600 км с гидростанцией примерно в 60 км от К. м. Канал пропускал бы в Каспий ок. 31 км3 воды в год. Уклон был принят 1 м на 100 км, скорость ок. 60 см/с, напор ок. 21 м, а установленная мощность ГЭС ориентировочно намечалась ок. 250 Мвт в годовой выработкой 1,5 млрд. кВт/час. Глубина воды в канале принималась равной 10 м, ширина по дну 175 м. Наибольшая глубина выемки ок. 40 м. При ГЭС намечалась постройка трехступенчатого морского шлюза. Недостатком такого решения являлось осолонение К. и Азовского морей.

В ряде вариантов канала «Е.» предполагается провести по трассе: К. м. – река Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч – Азовское море. В настоящее время на Западном Маныче построено 3 водохранилища: Усть-Манычское, Веселовское и Пролетарское. На Восточном Маныче построено Чограйское водохранилище. В совокупности они составляют половину длины предполагаемой трассы канала. Дно этих участков придется углублять, т.к. оно составляет 2-3 м, а нужно 5 м. Разнятся и конечные выходы канала в море: на Каспии рассматриваются участки от Кизлярского залива до несуществующего порта Лагань в Калмыкии, а на Азовском море – от порта Азов до порта Ейск. Существует вариант выхода канала непосредственно в Черное море в районе Анапы. Длина «Е.» может составить от 675 до 850 км.