БАКИНСКИЙ НЕФТЯНОЙ РАЙОН

БАКИНСКИЙ НЕФТЯНОЙ РАЙОН – крупный район нефтяной промышленности в Азербайджанской Республике. Расположен на Апшеронском п-ове и в прилегающих к нему районах. Нефтеносными являются отложения третичного возраста (верхний и средний плиоцен). Продуктивная толща, мощность которой колеблется от 1000 до 3000 м, сложена песками, песчаниками, алевролитами и глинами. На некоторых месторождениях в продуктивной толще имеется до 40 нефтеносных пластов. Залежи нефти связаны с антиклинальными складками, имеющими в общем простирание с северо-запада на юго-восток.

Нефть на Апшероне была известна с VII- VIII вв. В то время она использовал ась для обогрева, освещения и медицинских целей. Первые сведения о нефтяных источниках в Баку содержатся в сочинениях арабских авторов Х в. В то время получение нефти шло из копаных ям средней глубины 10-12 м. В 1594 г. вручную был выкопан колодец на Апшероне глубиной 35 м. В 1798-1830 гг. впервые в мировой практике на шельфе из колодца - залив Биби Эйбат, рядом с Баку - была получена нефть. Нефтяная промышленность начала развиваться быстрыми темпами только в последней трети XIX в. В 1873 г. в Балаханах на глубине ок. 35 м ударил первый мощный нефтяной фонтан. Вслед за этим по инициативе русского инженера Семенова начали интенсивно бурить на Биби Эйбате, где в 1847 г. была пробурена первая в мире нефтяная скважина. Копаные колодцы продолжали использовать до 1872 г.

В 1859 г. русские В.А.Кокарев (см.) и П.И.Губонин (см.) строят первую фабрику для получения парафина и керосина около пос. Сураханы. Через 3 года эта фабрика-нефте-очистительный завод давала 1638 тыс. кг парафина. В 1850г. во всем мире добывалось 300 т нефти. К 1881 г. добыча выросла до 4,4 млн. т, а в 1891 г. - 22,5 млн. т, из которых 9,5 млн. т шло из CШA, а 11,4 млн. т - из России, из которых 95% получали из Азербайджана. К концу XIX в. Баку становится "столицей черного золота". В 1900 г. в Б.Н.Р. насчитывалось более 3000 нефтяных скважин, из которых 2000 давали нефть в промышленных целях. Особый след в истории Бакинской нефти оставили братья Нобель (см.), организовавшие в 1879 г. "Товарищество Бр. Нобель" (см.) - нефтепромышленное предприятие. Лидер, талантливый инженер и организатор Людвиг Нобель разработал и внедрил многие новшества, способствовавшие модернизации технологии добычи, транспортировке и переработке нефти (первый танкер, первая ж-д. цистерна, первый нефтепровод, первое нефтехранилище и др.).

В 1897-1906 гг. был построен крупнейший в те годы керосинопровод Баку-Батуми протяженностью 883 км. Диаметр трубы - 200 мм, трубопровод был оборудован 16 насосными станциями. Еще раньше в 1883 г. была проложена железная дорога Баку-Тбилиси, позволившая транспортировать нефть в цистернах. В 1880 г. была построена 26-километровая железная дорога, соединившая Баку с некоторыми нефтяными месторождениями. К началу ХХ в. Азербайджан вышел на первое место в мире по переработке нефти - 11,5 млн. т в год. В 1910 г. свыше 60% местных нефтяных месторождений находилось в собственности трех трестов - Royal Dutch Shell, ТЬе Noble Brothers Oil Production Partnership и Российского нефтяного общества со штаб-квартирой в Лондоне.

За годы Советской власти нефтяная промышленность была восстановлена, реконструирована и снабжена новым оборудованием. Были открыты новые месторождения: Карачухурское, Зыхское, Калинское, Путинское, Локбатанское, Бузовнинское, Маштагинское. Из Апшеронской группы месторождений главными являются: Балахано-Субучинско-Романинское, Сураханское, Карачухурское (к югу от ст. Сураханы), Бузовны-Маштагинское, Бинагадинское, Биби Эйбатское (к юго-западу от Баку), Калинское (в восточной части п-ова), месторождение на о. Артема. Разведаны месторождения нефти в Прикаспийской низменности – в районе г. Сиазань, в Прикуринской низменности (Кировобадский р-н, Нафталан, Мир-Башир, Аляты и др.), где особенно крупным и перспективным является р-н Али Байрамлы (месторождения Кюровдаг, Мишовдаг и др.). В 1925 г. на Каспии начались экспериментальные работы по освоению морских залежей нефти. По инициативе С.М.Кирова в этом году на искусственном острове в бухте им. Ильича была заложена морская скважина (наличие нефти в этом районе было установлено Д.В.Голубятниковым – см.). Большим толчком в деле освоения морских нефтяных месторождений в прибрежной полосе послужило научное обоснование связи грязевых вулканов (см.) с месторождениями нефти, открытое впервые русским ученым акад. И.М.Губкиным (см.). В 1935 г. он выдвинул идею разведки морских площадей, разработка которых в дальнейшем дала отличные результаты. В 1925-1926 гг. добыча нефти достигла 6,8 млн. т. Перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в Азербайджане было добыто максимальное количество нефти - 23,5 млн. т или 70% нефтедобычи в стране. Военное время сказалось на падении добычи нефти - в 1945 г. она составила 11,5 млн. т. Сразу же после войны особое внимание было уделено шельфу Каспия. Впервые в промышленных объемах морская нефть была получена на месторождении Нефтяные Камни в 1949 г. Среди морских месторождений крупные: Гюргяны-море (к юго-востоку от о. Артема), о. Жилой, район Бакинской бухты (Зых, Вульф, Нарген, Баиловская коса, Шихова коса, о. Песчаный, Бухта Ильича и др.).

В конце 60-х годов наблюдается уменьшение доли Азербайджана в общесоюзной добыче, что объясняется быстрым ростом добычи нефти в Волго-Уральском нефтяном районе (т.н. "Втором Баку"). Вначале 70-х годов в эксплуатацию вводится второе шельфовое месторождение Каспия, простирающееся от мыса Сангачалы на юго-западе Апшеронского п-ова на 40 км до о-вов Дуваны и Булла. К 1975 г. 2/3 азербайджанской нефти было получено с шельфовых месторождений.

Несмотря на развитие морской нефтедобычи, Б.Н.Р. неспособен был компенсировать падение производства на сухопутных месторождениях, которые к этому времени стали истощаться. До конца 70-х начала 80-х годов основная разведка и добыча нефти на Каспии велась на глубинах 30-40 м. С середины 1980-х годов с помощью полупогружных плавучих буровых установок (см.) началось освоение 200метровых глубин. Это позволило открыть в 1979 г. месторождения Гюнешли, затем Чираг (1985 г.), Азери (1988 г.), Кяпаз (1989 г.). Однако в советское время не предполагалось вести промышленную добычу нефти на них раньше ХХI в.

После обретения независимости началось второе возрождение нефтяной отрасли в Азербайджане. На сегодня в Б.Н.Р. насчитывается 51 сухопутное и морское месторождение с более, чем 10500 скважинами. Почти за 120-летнюю историю добычи нефти в Азербайджане добыто 1,325 млрд. т нефти. В настоящее время Азербайджан ежегодно добывает 10 млн. т нефти и 7 млрд. кмЗ газа. Переработка нефти ведется в Баку - центре Б.Н.Р. Используются крупные крекинг- и вакуум-установки, позволяющие намного увеличить переработку нефти и выпускать свыше 100 различных нефтепродуктов. На базе нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности организован крупный и разнообразный комплекс производств, большая часть которых сосредоточена в самом Баку и в непосредственной близости от него. Созданы крупное машиностроение (Баку), обслуживающее в основном нефтяную промышленность Азербайджана, и химическая промышленность: завод синтетического каучука на базе нефтяных газов в Сумгаите (см.), завод серной кислоты, применяемой для очистки нефтепродуктов, содовый завод, выпускающий каустическую соду и химикаты для нефтеперегонных заводов, кислород и карбид (все - в Баку). Производства по выработке целебной мази из нафталановой нефти и др. медицинских препаратов. В Сумгаите имеется трубопрокатный завод, в Карадаге - завод портландского и тампонажного цемента, заводы сажевые и утяжелителей для глинистого раствора, применяемого для бурения на нефть и др.

Все промышленные пункты Б.Н.Р. (Бузовны, Мардакян, Локбатан, Сураханы, Сумгаит, о. Артема и др.) связаны с Баку автомобильными, железнодорожными, морскими путями. Нефть транспортируется по нефтепроводам Баку-Супса, Баку-Новороссийск, а также вывозится по железной дороге к К. м. Попутно с нефтью извлекается газ. В юго-западной части Апшеронского п-ова открыто одно из крупнейших месторождений Карадагское газоконденсатное. Сегодня в Азербайджане насчитывается 350 судов, обслуживающих нефтяную отрасль, а также танкеры, краны и суда для строительства подводных трубопроводов.