БЕЛЯНА

БЕЛЯНА – волжское деревянное сплавное судно. Длина до 100 м, ширина 25 м, высота 5 м, грузоподъемность до 10 тыс. т. Судно строилось из белого (без коры) строевого леса. Отсюда – «беляна». Судно сооружалось только на один рейс и представляло собой искусно положенные друг на друга сосновые бревна или доски, иногда и недостроенные дома, ничем не связанные, кроме «хитроумной» кладки. В громадном кузове этого корабля внизу были сделаны сквозные отверстия в виде тоннелей. Эти проходы делались для того, чтобы воздух продувал сырой лес , и для прохода команды с одного борта на другой. На Б. не было ни мачт, ни парусов. По бортам стояли две тесовые рубленые избы для команды. Между ними – небольшая будочка с флажком в виде капитанской рубки. Рулевое управление находилось на носу, а не на корме. Вместо двигателя – течение реки. Для удержания Б. на фарватере использовали «волокушу» - чугунную гирю весом несколько десятков пудов. Ее опускали с кормы. Гиря волочилась по дну реки, сползая на самые глубокие места. Б. строились зимой, затем половодье подхватывало ее. В Астрахани груз – лес – и сам корпус разбирался, шел на лесопилки. Именно Б. способствовали повсеместной деревянной застройке города. Последняя Б. прошла по Волге в 1934 г.