БУС, БУСА

БУС, БУСА – судно XV-XVIII в. для плавания по К. м. Впервые в русских источниках упоминается в Троицкой летописи (начало XV в.). Остроносое круглодонное крутобокое судно с одним парусом. На них имелись запасные канаты, якоря и паруса. Строились в Астрахани, Гиляне и Ширване. Командовал Б. служилой человек. В составе экипажа были плотник, два десятка стрельцов и пушкарей, кормщик, носовщик, махоня (сигнальщик), а для выхода в море в Астрахани брали опытного вожа (лоцмана). Б. отличались значительной грузоподъемностью - более 200 т. В качестве средства защиты на Б. устанавливались одна-две пушки: нарядная пищаль и медный "тюфяк". При сооружении Б. обходились без железных гвоздей - их заменяли сосновыми или еловыми костылями с круглыми шляпками; вместо смолы или дегтя употребляли длинные полосы лыка, которыми сшивали палубные доски; щели между ними забивали паклей или лыком. Б. были небезопасны при плавании. Устройство их не позволяло лавировать. Обычно Б. выдерживали не более двух рейсов - от Астрахани до Мангышлака (или до Дербента и Низабада) и обратно, после чего было необходимо либо ремонтировать их, либо строить новые. В XVII в. торговля шла на государевых Б.