ДЕРБЕНТ

ДЕРБЕНТ – центр Дербентского района в Даге­стане, второй город после Махачкалы. Самый южный, самый древний, самый многонациональ­ный город РФ (свыше 60 наций и народностей). Расположен в 121 км к югу от Махачкалы на бе­регу К. м., на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория Д. замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода (см.) или Каспийских ворот (см.). Территория города (0.1 тыс. км2 и прилегающие к нему площади с востока ограничиваются берегом К. м., с запада и юго-запада - обрывами возвышенностей Сабнова, Джалаган и их продолжением - хребтом Сэр-Догар, на юге и севере - склонами тех же вы­сот. Население - 89 тыс. чел. (1996 г.).

История города теряется во мраке веков. Многочисленные древние источники сообщая о знаменитом городе на Кавказе не дают каких-либо конкретных сведений о времени его основа­ния. Анализ косвенных данных древних письмен­ных источников, местной исторической хроники, народных преданий и легенд, результаты архео­логических работ позволили исследователям сде­лать вывод о существовании в данном районе по­селения еще на заре бронзового века, в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н.э. Заселение района было не только связано с очень удобным геогра­фическим и исключительно выгодным стратеги­ческим положением, но и благоприятными кли­матическими условиями. Сведения о городе встречаются у знаменитых историков, географов и путешественниках древности: Гекатея Мелетского, Хариса Метиленского, Геродота, Страбона, Корнелия Таццита, Клавдия Элиана, Плиния Се­кунда, Птоломея, Иосифа Флавия, Элия Эристида. Кассия Диона и др. Многократно упоминается он в сообщениях таких авторитетных авторов средневековья, как Ибн Хордадбех, Масуди, Аль-Гарнати, Аль-Истахри, Аль-Мукаддаси и многих других. В многочисленных письменных источни­ках Д. упоминается под разными названиями. На картах Птоломея (П в. до н.э.) в данном районе отмечен город Гелда (Джелда). Византийские ис­точники называют его «укрепление Тзор» (Тзур, Цур), Албанские ворота. Ворота Чога, Великий город Чога; сирийские - Каспийские ворота, Во­рота Торайе; арабские - Баб Эль-Абваб (Главные ворота, Ворота ворот). Баб Эль-Хадид (Железные ворота). Баб Албан (Албанские ворота). Сед Ал-бан (Албанские стены), а иногда просто Ал-Баб (ворота). Турецкие авторы называют его Темир Капысы или Темир Капы (Железные ворота); грузинские - Дзгвис Кери (Морские ворота), Дару-банд; армянские - Джора, Ворота Джора, Пахак (Охрана), Джора, Пахак Стены, пограничная кре­пость Чора, Гуннские ворота. Ворота Зуар, Хонские врата, Хонская крепость; русские - Желез­ные ворота, Дербень. В исторических хрониках и фольклоре местных народов город упоминается под названием Чулли (дарг.), Чурул (лаг.). Кроме того, в отдельных источниках город назван ас-Сул (слена), Тамур-каголга, город Чорского про­хода, Великая твердыня, Джол, Сед Яджуфи-Маджудж, крепость Чора, город у ворот Чора, Северные врата. Дербентские ворота и т.д.

Экономическая и политическая значи­мость города была предметом особого внимания к нему таких мощных держав, как Римская и Парфянская империи, Мидия, Царство гуннов, Греция, Сасанидский Иран, Арабский халифат, Византия, Хазарский каганат многие другие, которые стремились распространить свое влияние на этот важный стратегический и торгово-экономический район. В средние века на него претендовали держава Сефевидов и Сельджук-ское государство. Золотая Орда и султанская Турция, государство Тимуридов и другие. Водили своих воинов на штурм седых дербентских стен крупнейшие полководцы Арабского халифата Маслама и Мерван, прославленные сподвижники Чингисхана - Субудай-Бахадур и Джебе-нойон, грозный завоеватель Тимурленд (Тамерлан) и знаменитый правитель Золотой Орды Тохтамыш, основатель Сефевитского государства шах Исмаил и "гроза Вселенной" Надир-шах.

Современное название Д. (Дарбанд) появ­ляется в письменных источниках, начиная с VII в. и означает в переводе с персидского «Запертые ворота» (перс. - "Дар-банд" - "узел ворот", "дёр" - "дверь" и "бент" - "затвор, преграда") Д. был основан по повелению иранского царя Иездигерда II из династии Сасанидов (правил в 435-457 гг.) как город-крепость на северной границе пер­сидских владений с целью защиты от набегов се­верных кочевников (гуннов и хазар). Первона­чально стены Д. были глинобитными. В 567 г. во время правления Сасанидского царя Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) началось воздвижение каменных оборонительных стен, часть которых и в наши дни ограничивает город на север и юг. Строительство велось по этапам: сначала цита­дель и северная стена города, затем южная стена (обе стены были расположены параллельно друг другу, на западе примыкали к цитадели, а на вос­токе на значительном расстоянии от берега ухо­дили в море, образуя гавань), позднее - Горная стена ("Даг бары", к западу от цитадели; имела длину свыше 40 км) - сложная система оборони­тельных сооружений, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. В VI в. была сооружена и первая поперечная сте­на, отделявшая обживаемую часть Д. у цитадели от незаселенной приморской. Древний город рас­полагался в замкнутом с запада цитаделью Нарын-кала, а с востока морем межстенном про­странстве пл. около 150 га. Для сравнения можно отметить, что такие знаменитые средневековые города Средней Азии, Ближнего Востока и Западной Европы, как Самарканд (65 га), Бухара (35 га), Термез (20 га), Дамаск (105 га), Иерусалим (100 га), Халеб (112 га), Пиза (114 га). Гент (80 га), Брюгге (80 га) были меньше Д. В VI-VII вв. Д. - не только важный опорный пункт в борьбе с кочевниками, но и значительный культурный центр Кавказа. Историк Несеви писал, что Д. был такой сильной крепостью, что взять его силой считалось совершенно невозможно, и завладеть им можно только при помощи измены. В 630-х гг., воспользовавшись ослаблением Сасанидской Персии из-за войны с Византией, Д. захватили хазары. В 652 г. у стен города появились арабы. С включением Д. в состав Арабского халифата в городе строятся мечети (в т.ч. соборная Джума-мечеть), большая часть его жителей обращается в ислам. В VIII в. при полководце Масламе бен Абд-ал-Мелике Д. стал крупным военно-политическим центром Кавказа, в котором нахо­дилась резиденция наместника халифата. В VIII-Х вв. Д. - центр морской торговли, главный порт на К. м. В Х в. с распадом Арабского халифата, Д. становится центром независимого эмирата. В 1071 г. город захватили турки-сельджуки. В ХIII в. (1239 г.) Д. завоеван монго­лами, приходит в упадок. Были разрушены башни и зубцы стен крепости. В XVI в. - начале XVIII в. Д. входит в состав Персии; в начале XVII в. Сефевидский правитель шах Аббас приложил уси­лия к восстановлению укреплений и порта, пре­вращению города в оплот Сефевидов на Восточ­ном и Северном Кавказе. Первый набег русских был произведен на Д. Степаном Разиным в 1668 г. В 1722 г. Д. присоединен к России в результате Персидского похода Петра I (см.). В 1735 г. по Гянджинскому договору Д. вновь отошел к Пер­сии. С 1743 г. - центр Дербентского ханства, ре­зиденция Надир-Шаха. В 1796 г. занят русскими войсками; в 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору окончательно присоединен к России. С 1840 г. - Д. уездный, с 1846 г. - губернский го­род.

С 1840 гг. переживал быстрый экономи­ческий подъем, связанный, в частности, с развитием мареноводства - выращивания марены - рас­тения, из которого получали дешевый краситель, без которого не могут обойтись ни ковровая, ни ткацкая промышленность. Жителю Д. Кербалаю Гусейнову, сумевшему вновь начать культивиро­вать марену в начале XIX в, в Авиньоне, Фран­ция, поставлен памятник рядом с памятником Альтену - пионеру разведения марены во Фран­ции. Кроме возделывания и переработки марены и мака, занятиями жителей Д. в XIX в. были садо­водство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 г. через Д. прошла железная дорога Петровск-Порт (см.) (ныне Махачкала)-Баку.

Легендарный город с таинственной исто­рией и знаменитыми архитектурными памятни­ками был предметом вдохновения поэтов и писа­телей. Он воспет в произведениях великих поэтов Востока Низами Гянджеви, Саади Ширази и Муджир Байлакани, Абдулькасим Фирдоуси и др.

Исключительный интерес к Д. привел сю­да знаменитых путешественников: арабского ученого и пилигрима Аль-Масуди (10 век) и по­сла халифа Аль-Васик Биллаха, Саддамаат-Тарджумана (845 г.), знаменитого венецианца Марко Поло (1295 г.) и специального посла французского короля Людовика IX к монголь­скому хану Мангу Гильона де-Рубрука (1255 г.), русского купца Афанасия Никитина (1638 г.) и венецианского дипломата Амброзио Контарини (1475 г.), московского купца Федота Котова (1623 г.) и многих др. Федот Афанасьев Котов так опи­сывал Д.: "А Дербень город каменный белый, бы­вал крепок, только не люден, стоит концом на горы, а другим концем на море, а длиною в горы больши 3 верст, а поперег город перегорожен ка­менными стенами в 2 местах; ион станет 3 города; и сказывают, что еще того города море взяло ба­шен с 30, а теперь башня в воде велика и крепка".

С Д. связаны имена писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского (разжалованный в рядовые, служил здесь в 1830-34 гг.), хирурга Н.П.Пирогова, французского писателя А.Дюма-отца (впечатления о Д. выразил в путевых замет­ках "Кавказ от Прометея до Шамиля).

Д. важный транспортный узел. Морской порт К. м. Железнодорожная станция на линии Махачкала-Баку. Автомобильная магистраль (Ростов-на-Дону-Баку).

В Д. расположен заводы шлифовальных станков, "Электрооигнал", консервный комбинат (фруктовые, овощные, рыбные и мясные консервы). Д. широко известен производством высокосортных виноградных вин. Работает коньячный комбинат, предприятия пи­щевой промышленности, по производству строй­материалов. Д. - старинный центр ковроделия, Школа ковроделия. Лезгинский театр им. С.Стальского. Историко-архитектурный и ху­дожественный музей-заповедник, при котором действует музей археологии, культуры и быта древнего Д., ковра и народно-прикладного искус­ства Дагестана, этнографии и быта народов Прикаспия. Д. крупная образовательная база Дагеста­на. Здесь функционируют филиалы 18-ти высших учебных заведений РФ. Д. крупный туристиче­ский центр.

На территории цитадели Нарын-Кала -остатки дворцовых комплексов различных перио­дов: у восточной стены - албанского времени (ан­тичного), сасанидского и арабского времени (сасанидский дворец VI-VII вв.); в северо-западной части внизу - домонгольского времени, вверху -XIV-VII вв. Сохранились руины дворцовых со­оружений дербентского хана (2-я половина XVIII в.), подземное сооружение «Каменный мешок» (погреб или тюрьма для ханских узников), цис­терны для воды (начало XVII в.), бани (построены в XVII в.), гауптвахта (1828 г.), крепостные стены Д. с башнями и воротами, в т.ч. ворота Кырхляр-Капы в северной стене (VI-XIII вв.) и Орта-Капы в нижней стене (первоначально- VI в., неодно­кратно перестраивалась). В верхней, старой части Д., примыкающей к цитадели - типичный му­сульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады 1-2 этажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами, банями. В этой части города находят­ся: комплекс Джума-мечети (VIII в.), медресе (XV-XIX вв.) и трех арочных ворот (XVII-XIX вв.), Кырхляр-мечеть (XVII в.), Минарет-мечеть (XVIII в., частично перестроена в XIX в.) с един­ственным в Д. полуразрушенным минаретом (XIV в.), Чертебе-мечеть (XVIII-XIX вв.). Близ клад­бища Кырхляр (часть северного кладбища Д.) - быв. Ханский мавзолей (1787-1788 гг.), бани, почти на 2/3 заглубленные в землю, перекрытые сводами и куполами (XVII-XVIII вв.); подземные цистерны (XVII-XVIII вв.); остатки караван-сарая (XVII-XVIII вв.). В нижней новой части, регуляр­но распланированной, сохранились здания XIX-начала XX вв., ж.-д. вокзал (конец XIX в.), пассаж (крытый рынок), армянский храм (XVIII в.).

В 2002 г. Банк России выпустил монету достоинством в 10 рублей в серии «Древние го­рода России», на которой изображен Д.