ИСЛАМ

ИСЛАМ - (араб. букв. "покорность, подчинение, предание себя" (Богу) одна из мировых религий, наряду с буддизмом (см.) и христианством. Ее последователи - мусульмане. Возник в начале VII в. в области Хиджаз в Западной Аравии, где на­ходятся священные города И. — Мекка и Медина. Его возникновение стало своеобразным ответом на политический вызов, с которым столкнулся Ближний Восток при переходе от древности к Средневековью. По сути, в это время в Аравии рождался новый мир, активно шел процесс этни­ческой и культурной консолидации арабских племен, повсюду распространялся единый араб­ский язык. Основатель И. - мекканец Мухаммед (ок. 570-632 гг.). Основной источник мусульман­ского вероучения - Коран, понимаемый как пред­вечное, несотворенное слово Аллаха, и Сунна - предание о жизни, деяниях и высказываниях са­мого Мухаммеда. Религиозные обязанности му­сульман определяются "пятью столпами И.": 1)поклонение единому всемогущему Богу - Ал­лаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва), выраженная формулой "Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха"; 2) ежедневная пя­тикратная молитва (салат)); 3) пост в месяц рама­зан (саум); 4) очистительный налог в пользу нуж­дающихся мусульман (закат); 5) обязанность (хо­тя бы раз в жизни) совершить паломничество в Мекку (хадж).

Вера включает в себя пять основных по­ложений: в единого Бога; в его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда; в Божествен­ные писания, ниспосланные посланникам; в анге­лов; в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман - сунна. Все стороны жизни мусульманских общин регла­ментирует шариат - система, определяющая культовые правила и религиозные обязанности, этику, правила поведение людей, социальные от­ношения, т.е. правовая система.

Основные направления И. - суннизм и шиизм - крайне сложно определить однозначно. Шиитами называют различные мусульманские группировки и общины, признающие единствен­но законными наследниками и духовными при­емниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков. Суннизм, как течение, оформился в X- XI вв. именно в борьбе с шиизмом и поэтому имеет менее четкое содержание, чем термин «ши­изм». Сегодня подавляющее большинство верующих мусульман - сунниты и только 10% -шииты. Шиитского вероучения придерживается большинство верующих в таких странах, как Иран, Азербайджан, Ирак, Ливан, Йемен, Бах­рейн, значительная часть верующих в Таджики­стане.

К XIII в. И. глубоко укоренился в Сред­ней Азии, позднее - в Золотой Орде. Проникно­вение И. в народы Северного Кавказа шло с му­сульманскими миссионерами из Дагестана в XVI в. в Чечню, затем в Ингушетию, а также в ходе военно-политической экспансии Османской им­перии и Крымского ханства (с XIV по XIX вв.) среди народов Черноморского побережья.

В 1774 г. мусульманам России была пре­доставлена свобода вероисповедания. В 1788 г. в Оренбурге учреждено духовное собрание во главе с муфтием (духовным главой мусульман). В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. сформировалось движение горцев, идейной основой которого стал мюридизм. В конце XIX в. среди мусульман По­волжья, Средней Азии и Северного Кавказа полу­чил распространение джадидизм (под лозунгом модернизации И.). Мусульманские фракции су­ществовали в 1 -4 Государственных Думах; в 1905 г. состоялся 1 Всероссийский мусульманский съезд; возникли мусульманские политические партии. После революции 1917 г. на мусульман­ское духовенство было распространено действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В СССР деятельностью мусульманского духовенства руководили 4 Духовных управления (в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе). После рас­пада СССР число Духовных управлений резко возросло, на территории Российской Федерации их более 10(1994).