«КАСПИЙ»

«КАСПИЙ» - ледокол, построен по заказу Министерства путей сообщений для Северной части Каспия в 1913-1914 гг. в Гельсингфорсе (Хельсинки), Финляндия, на заводе АО «Сандвийский корабельный док и механический завод». Назначение «К.» - обслуживание судоходного надзора по проводке караванных судов с 12-футового рейда (см.), по расчистке весной устья Волги от заторов и помощи при аварийных случаях. Наибольшая длина 54,3 м, ширина 9,76 м, высота борта 3,5 м, толщина обшивки 15-21 мм. Водоизмещение 480 т, скорость 10 узлов, экипаж 28 чел. В зимы 1914-1917 гг. успешно использовался для проводки судов из Астрахани на 12-футовый рейд и до Петровска (ныне Махачкала). В годы Гражданской войны использовался в качестве вооруженного корабля в красных флотилиях. Участвовал в 1919 г. в бою в Тюб-Караганском заливе и был поврежден. После ремонта был переоборудован во вспомогательный крейсер Волжско-Каспийской флотилии. В апреле 1920 г. «К.» принял участие в высадке десанта на о.Чечень. На переходе он попал в шторм и затонул. В 1935 г. Каспийской партией ЭПРОН «К.» был поднят и приведен в Астрахань на судоремонтный завод. Восстановленный в 1936 г., «К.» вошел в состав судов ЭПРОН, затем был передан «Рейдтанкеру» для проводки судов во льдах Северного Каспия и Нижней Волги. В годы Великой Отечественной войны ледокол, вооруженный зенитными орудиями, отражал атаки немецкой авиации. В 1949 г. был выполнен капитальный ремонт судна. В 1960 г. «К.» передали Астраханской мореходной школе как учебное судно.