"КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ" ("Кавказъ и Меркурiй") ПАРОХОДНОЕ ОБЩЕСТВО

"КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ" ("Кавказъ и Меркурiй") ПАРОХОДНОЕ ОБЩЕСТВО - одно из крупнейших речных и морских акционерных пароходных обществ в России. Образовано в 1859 г. путем слияния волжского речного пароходства "Меркурий" (основан в 1848 г. купцами В.В.Скипицыным и Н.А.Жеребцовым для осуществления грузоперевозок по Волге) и вновь созданного каспийского мор­ского пароходного общества "Кавказ" (основан в 1856 г. Н.А.Новосельским для плавания по К.м.). Общество "К. и М." учреждено при содействии Министерства финансов и наместника на Кавказе князя А.И.Барятинского. Правление "К. и М." находилось в Петербурге.

Общество "К. и М." пользовалось рядом привилегий, полученных от правительства: моно­польным правом на перевозку почты, войск и во­енных грузов, ежегодными субсидиями в 350 тыс. руб. на содержание регулярных рейсов для госу­дарственных нужд, участие в транзитных прямых черноморско-кавказско-волжско-закаспийских и кавказско-закаспийских сообщениях, а также пере­данным обществу в 1878 г. имуществом Астрахан­ского военного порта, в т.ч. судоремонтным заво­дом. Общество "К. и М." пустило по Волге первые железные баржи, построило и оборудовало пристани, склады, ремонтные мастерские во всех портах Волги и К. м., в 1870 г. в Баку -эллинг системы Мортона для ремонта крупнотон­нажных судов, в 1884 г. там же - керосиновую станцию. В 1905 г. приобрело нефтеносный уча­сток в Биби-Эйбатской бухте.

Общество "К. и М." постепенно расширяло и совершенствовало состав своего флота. В 1869-70 гг. в Бельгии был построен и доставлен частями первый на Волге пароход американского типа "Император Александр II". В 1870 г. на пароходе "Державин" впервые в России применено нефтяное топливо для пароходных котлов (форсунка Ленца). С появлением на Волге в 1876 г. новых почтово-пассажирского парохода "Цесаревич Александр" и пассажирского речного парохода "Константин Ка­уфман" обществом был установлен и строго вы­держивался график пассажирского движения от Нижнего Новгорода до Баку - 8 суток и 1,45 часа. С 1880 г. на заводах общества начато строительство роскошных по убранству пароходов, имеющих электрическое освещение («Иоанн Грозный», «Фельдмаршал Суворов», «Святослав», «Владимир Мономах», «Великая княгиня Ольга Николаевна»). За высокое качество кораблей общество было в 1896 г. награждено правом изображения государст­венного герба. В 1887 г. был построен грузовой транспорт с мелкой осадкой "Тегеран" для сообще­ния с мелководным персидским портом Энзели. С 1890 г. на К. м. осуществляли рейсы но­вые пароходы общества - "Великий князь Алексей" и "Адмирал Корнилов", с 1896 г. - пароходы "Им­ператор Николай II" грузоподъемностью 40 тыс. пудов и "Императрица Александра" грузоподъем­ностью 30 тыс. пудов. С 1902 г. сообщение между Баку и Красноводском осуществляли быстроход­ные морские пароходы "Скобелев" и "Генерал Куропаткин", построенные в Бельгии. С 1903 г. ис­пользовался построенный на Сормовском заводе по заказу "К. и М." пароход "Великий князь Алек­сандр Михайлович", с 1904 г. - предназначенный для взморья пароход "Императрица Мария Федо­ровна".

В конце XIX в. общество "К. и М." стало од­ним из ведущих транспортных предприятий России. В 1884 г. оно заключило договор с Грязе-Царицинской железной дорогой и товариществом "Нефть" (см.) о совместной перевозке керосина на­ливом и доставке его на потребительский рынок. По соглашению с Главным обществом российских железных дорог установлено прямое сообщение с Астраханью и портами К. м. через Ниж­ний Новгород. В 1898 г. установлено картельное соглашение по перевозкам среднеазиатских грузов с Восточным обществом товарных складов (ВОТС) и компанией "Надежда". Во главе объединения - общество "К. и М.".

"К. и М." расширяло связи с персидскими рынками, в 1901 г. открыло агентства в Тегеране, Мешхеде, Реште и Казвине. В 1903 г. общество приобрело контрольный пакет акций Персидского страхового и транспортного общества и заключило соглашения с ВОТС, компанией "Надежда" и Рос­сийским обществом морского, речного, сухопутно­го страхования и транспортирования о создании синдиката во главе с «Бюро персидских транспор­тов». Синдикат получил от российского правитель­ства принадлежащую ему по договору с персид­ским шахом концессию на производство операций на территории Персии, а также ссуду для создания сети агентств по набору грузов и страхованию в Персии.

В 1911 г. для «К. и М.» на Коломенском ма­шиностроительном заводе был построен пассажир­ский двухвинтовой теплоход «Бородино», а в 1912г. - еще 4 теплохода.

В начале 1910-х гг. "К. и М." совместно с ВОТС приобрело все имущество крупнейших кас­пийских пароходств - компании "Надежда" и "Куринско-Каспийского пароходного акционерного общества", а также крупнейшего волжского пасса­жирского пароходства М.К.Кашиной (всего 106 паровых судов и 37 плавучих пристаней). Для их эксплуатации и управления собственным имущест­вом "К. и М." и ВОТС образовали Главную конто­ру КАМВО, в 1916 г. - Главное управление КАМ-ВО во главе с председателями правлений "К. и М." и ВОТС. Одновременно в 1916 г. КАМВО приоб­рело Одесский купеческий банк, контрольные пакеты акций I и II Днепровских пароходств, учреди­ло Мариинское пароходство и пароходное общест­во на Черном м. "Рус. Ллойд". В результате, КАМВО располагало капиталом в 35,5 млн. руб., фло­том из более чем 900 паровых судов и 350 теплово­зов. В 1918 г. имущество KAMBО было национа­лизировано, Бакинская контора "К. и М." действо­вала до 1922 г.