КОКОРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОКОРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1817-1889) - крупный русский предприниматель, нефтепромышленник и общественный деятель, коммерции советник (1851 г.). Систематического образования не имел. В 1836-41 гг. - управляющий солеваренным заводом в Солигаличе, Костромской губернии. С 40-х гг. вел торговлю с Персией (вывоз уральского железа, ввоз хлопка). Нажил огромное состояние (особенно в период Крымской войны), что позволило с конца 1850-х годов заняться торгово-промышленной дея­тельностью. Большие средства вложил в строи­тельство Волго-Донского пути. Основал Закаспий­ское торговое товарищество (1857 г.); участвовал в учреждении Русского общества пароходства и торговли (1856 г.), Волжско-Каспийского пароходства "Кавказ и Меркурий" (см.). Общества Волго-Донской железной дороги. В 1859 г. построил в Сураханах близ Баку первый нефтеперегонный за­вод по производству фотонафтиля (керосина) на природном газе, перерабатывавший более 1,5 тыс. т нефти (с 1874 г. принадле­жал Бакинскому нефтяному обществу, которое он основал). Много строил. Основал ряд банков в Мо­скве и Петербурге. Активный сторонник Д.Д.Менделеева (см.) в борьбе за отмену откупной системы в российском нефтяном деле. Участвовал в учреждении Мос­ковского купеческого банка (1866). В 1870 г. вме­сте с другими московскими предпринимателями основал Волжско-Камский банк, кредитовавший нефтяную отрасль. К. собрал художе­ственную коллекцию (около 500 произведений русских и западноевропейских мастеров; наиболее полно представлено творчество К.И.Брюллова), которая была открыта для посещения в 1862-70 гг. и стала одним из первых общедоступных музеев в Москве. В связи с финансовыми затруднениями часть коллекции продал Министерству император­ского двора, П.М.Третьякову, Д.П.Боткину. К. фи­нансировал заграничную стажировку ряда худож­ников. В 1874 г. К. основал Бакинское нефтяное общество – первую акционерную компанию в российской нефтяной промышленности. В 175 г. Обществу принадлежало 10 скважин с суточным дебитом от 600 до 10 тыс. пудов нефти. К. по сути был первым эффективным лоббистом нефтяного бизнеса. К. одним из первых среди предпринимателей предпринял шаги для налаживания транспортной перевозки нефти и нефтепродуктов. По его заказу в Швеции был построен танкер «Сураханы» грузоподъемностью 330 тыс. пудов керосина. В 1889 г. К. присвоено звание почетного члена Академии художеств. Автор книги «Экономические провалы» (1887).