МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ

МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ (1848—1904) – выдающийся русский морской деятель, вице-адмирал (1896 г.), флотоводец, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и ученый. В 1865 г. окончил Мор­ское училище Николаевска-на-Амуре. В 1861-1867 гг. плавал на судах Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана, побывал с эскадрой в Америке (1863-1864 гг.). В 1867-1869 гг. в заграничных плаваниях на корвете «Дмитрий Донской». В 1870-1872 гг. вахтенным начальником шхуны «Тунгус» пе­решел на Дальний Восток. В 1871 г. произведен в лей­тенанты. В 1872 г. назначен в распоряжение вице-адми­рала А.А.Попова для изучения вопроса непотопляемости судов. В 1876 г. предложил вооружить пароход минными катерами. Был назначен командиром парохода «Великий князь Константин» Черноморского флота. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. неоднократно вы­ходил в крейсерство у вражеских берегов. В 1880-1881 гг., будучи капитаном 2-го ранга руководил москими перевозками на Каспии для Закаспийской железной дороги. Помимо военных судов он мобилизовал все пароходы общества «Кавказ и Меркурий», а также свыше 100 частных парусных шхун. В тот же период заведовал морской (Каспийской) частью Ахалтекинской экс­педиции генерала М. Д. Скобелева. М. организовал обеспечение войск Скобелева всем необходимым, используя несколько судов военного и торгового флотов и сотни рыбацких парусников, шхун, баркасов. М. приспособил портовые паровые катера в порту Красноводск для перегонки морской воды в пресную, пополняя скудные ресурсы порта. Скобелев вынашивал идею использовать для транспорта р.Атрек, впадающую в К. м. и поручил М. исследовать эту реку. На этих же катерах М. поднялся вверх по реке на 300 км и пришел к выводу, что ее нельзя использовать. Результатом этого похода явилась обстоятельная физико-географическая работа об Атреке. Это был первый шаг М. в науку географию.

В 1881-1882 гг., будучи командиром парохода «Тамань», стационера в Константинополе, исследовал пролив Босфор и обнаружил в нем глубинное противотечение. В 1885 г. опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей. В 1886-1889 гг. руководил кругосветным плаванием на корвете «Витязь». В пути организовал океанологические исследования. По результатам измерений, сделанных эки­пажем корвета «Витязь», а также моряками других отече­ственных и зарубежных судов, составил океаногра­фическую картину северной части Тихого океана. В 1894 г. издал книгу «"Витязь" и Тихий океан», за что получил большую золотую медаль РГО.

В 1891 г. назначен исполняющим должность главного инспектора морской артиллерии. В 1893 г. находился за границей для осмотра заводов, изготов­ляющих орудия и броню. В 1894 г. командовал практи­ческой эскадрой Балтийского моря, назначен командую­щим эскадрой в Средиземном море, в 1895 г. перевел ее на Дальний Восток и до 1896 г. находился в составе Тихоокеанской эскадры. По его проекту в 1899 г. построен ледокол « Ермак». Проводил испытания ледокола в Северном Ле­довитом океане.

В 1899 г. назначен командиром 1-й флот­ской дивизии Балтийского моря, затем — главным командиром Кронштадтского порта, начальником гар­низона и военным губернатором города Кронштадта.

После начала русско-японской войны 1904—1905 гг. направлен командующим 1-й Тихоокеанской эскадрой. Погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненос­ца «Петропавловск» под Порт-Артуром.

Его именем назван мыс залива Стрелок Я.м., а также многочисленные бухты, банки, острова, заливы в Охотском, Беринговом, Балтийском, Карском морях, Тихом и Северно-Ледовитом океанах. М. установлен памятник во Владивостоке.