МАХАЧКАЛА

МАХАЧКАЛА - город с 1857 г., столица Респуб­лики Дагестан, расположен на западном берегу К. м., на узкой полосе Приморской низ­менности у подножья г. Таркитау, близ предгорий Большого Кавказа. Население - 344,2 тыс. чел. (01.01.1996). Первые поселения в черте города из­вестны с эпохи бронзы. В VII-X веках на этом мес­те существовал хазарский город Семендер, прибли­зительно до 723 г. бывший столицей Хазарского каганата. Позднее, в средние века, на склоне горы Таркитау возник кумыкский город Тарки (см.).

Несмотря на существование этнических раз­личий между кумыками, аварцами, лезгинами и другими народами Дагестана, территория и насе­ление его уже в то время рассматривались в сосед­них государствах как бесспорное единство, ярким проявлением которого было неизменное объедине­ние и взаимопомощь в борьбе с персидскими (иранскими) и турецкими завоевателями. Первое упоминание о "Дагестане" (т.е. о "Стране гор") встречается у Ибн-Хаукаля, арабского географа IX-Х веков. Отдельные территории Дагестана в разное время назывались Албанией, Аварией, Тарковским шамхальством. Последнее было известно своими активными политическими и торговыми связями с Русским государством, начиная с 1619 г., когда в Москву прибыл первый посол из Тарков. 12 авгу­ста 1722г. шамхал Тарковский Адиль-Гирей тор­жественно принял в своих владениях Петра I, на­чавшего в июне Каспийский поход против Персии. Лагерь русских войск во главе с Петром I распола­гался на холме Анджи-Арка - там, где сейчас нахо­дится Махачкалинский маяк (см.). История М. начина­ется с 1844 г., когда было построено укрепление на возвышенности Анджи-Арка. Дагестанцы назвали это укрепление Анджийской крепостью или Анджи-Кала ("мучная крепость", как главный пункт доставки продовольствия с Волги для войска). С 1857 г. укрепление переименовали в город Петровск-Порт (до 1921 г.), где во время Персидского похода Петра I в 1722 г. (см.) находился лагерь русских войск (в то время здесь насчитывалось 2000 жителей).

К 1870 г. было закончено строительство ис­кусственной гавани и порта. Постройка в 1896 г. железной дороги Ростов-Баку, прошедшей через Петровск-Порт, способствовала значительному увеличению грузооборота порта и развитию мест­ной промышленности. Уже через несколько лет появились нефтеперегонный и бондарный заводы, крупная бумагопрядильная фабрика "Каспийская мануфактура", табачная фабрика, типография, же­лезнодорожные мастерские. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 г. в городе проживало 9,8 тысяч человек. В начале XX века Петровск-Порт, по опи­санию газеты "Каспий", был городом с узкими, труднопроходимыми улицами, саманными домами и бараками, с одной небольшой баней, десятком водопроводных колонок общего пользования, дву­мя школами и городской больницей на 12 коек. Во время Гражданской войны с лета 1918 до начала 1920 г. город был оккупирован германскими и ту­рецкими войсками. Позже здесь находились анг­лийские войска и части белой армии. 30 марта 1920 г. Петровск-Порт был освобожден Красной Арми­ей. 13 ноября 1920 г. на 1-м Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена автономия Дагестана. 14 мая 1921 г. по решению Дагестанско­го революционного комитета М. стал столицей Да­гестанской АССР, образованной 20 января того же года. В память погибшего дагестанского револю­ционера Магомеда-Али (Махач) Дахадаева (1882-1918 гг.) город в 1922 г. был снова переименован. В 1921 -1991 гг. столица Дагестанской АССР. С 1991 г. - столица Республики Дагестан. Город сильно пострадал во время сильного землетрясения 14 мая 1970 г. Тогда в М. проживало 186 тыс. чел.

Климат переходный от морского к континен­тальному. Зима мягкая, ср. температура января -1°С. Лето очень теплое, сухое, довольно частые бризы; ср. температура июля +24°С. Осадков ок. 400 мм в год.

М. крупный промышленный центр, сложив­шийся на базе машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности. В 1933-1937 гг. была построена нефтегавань. Это стратегиче­ский транспортный узел (Махачкалинский морской порт) и перевалочный пункт на К. м. с системой обслуживающих предприятий (судоре­монтный завод, рыбоконсервный комбинат, холо­дильник, нефтяной терминал и т.д.). Ж.-д. станция на линии Ростов-на-Дону-Баку. Аэропорт. Развиты машиностроение и металлообработка, химическая, легкая, пищевая (в т.ч. рыбная, консервная, вино­дельческая) промышленность, производство стройматериалов (стекловолокно, силикатный кир­пич, железобетонные конструкции). М. - важный культурный и научный центр Северного Кавказа. Дагестанский Государственный Университет. Здесь находится научный центр РАН, в состав ко­торого входит Прикаспийский институт биологи­ческих ресурсов (см.) и т.д. Институты истории, языка и литературы, политехнический, сельскохо­зяйственный, педагогический, медицинский, 5 те­атров, в т.ч. Аварский и Кумыкский музыкально-драматический, Русский драматический (основан 1925 г.), Республиканский краеведческий музей и Музей изобразительного искусства. М. - бальнеогрязевой и приморский климатический курорт. Ос­новные природные лечебные факторы, помимо климата - минеральные воды и сульфидная иловая грязь соленых озер (Махачкалинское, Большое и Малое Турали). Морские песчаные пляжи. Недале­ко от М. расположен курорт Талги (см.) с серово­дородными источниками.