МАХАЧКАЛИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГО­ВЫЙ ПОРТ (ММТП)

МАХАЧКАЛИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГО­ВЫЙ ПОРТ (ММТП) - южный форпост России на Каспии, одно из основных промышленных предприятий Дагестана. Порт работает круглого­дично без ледокольной проводки и связан с желез­нодорожными магистралями со всей территорией России. Место будущего торгового морского горо­да было определено Петром I во время Персидско­го похода в 1722 г. (см.). В 1841 г. было заложено крупное укрепление - порт, через который деше­вым и удобным водным путем с Волги шло регу­лярное снабжение Кавказских войск. В 1852 г. был построен Петровский маяк, и тогда уже существо­вало два рейда на расстоянии двух км от берега: казенный - для судов с купеческими товарами и военный - для судов с военными грузами. В 1859 г. Министерство путей сообщения объявило конкурс на лучший проект порта на Каспии. Лучшим был признан проект военного инженера Фолькенгагена, по которому предполагалось строительство двух искусственных каменных молов. Открытие М.Т.П. в Порт-Петровске состоялось 19 ноября 1870 г. В связи с переименованием Порта-Петровска в г.Махачкала Петровский порт с 25 января 1929 г. стал именоваться Махачкалинским.

Порт - это судоходная гавань, которая прини­мает генеральные грузы и контейнеры. Сухогруз­ная гавань включает в себя железнодорожный и автомобильный паромные комплексы мощностью 1,5 млн. т грузов в год. Порт - это нефтегавань мощностью 7,9 млн. т в год, способная обрабаты­вать одновременно до 5 танкеров. Здесь работает судоремонтный завод, база технического обслужи­вания. Проведены берегоукрепительные работы и работы по расширению территории и акватории сухогрузной гавани. Заканчивается строительство зернового терминала, который позволит перераба­тывать до 800 тыс. т зерна ежегодно.

Имеет нефтяную гавань глубиной 8,9 м и ка­налом 2,3 км, который позволяет принимать танке­ры водоизмещением до 12 тыс. т, и сухогруз­ную гавань. Расположенная рядом с портом нефте­база располагает емкостями на 500 тыс. м3 и может одновременно обрабатывать до 100 цистерн. Из-за подъема уровня Каспия и сильных штормов со­оружения порта в 1990-е годы начали интенсивно разрушаться. Принято решение о реконструкции порта.

В 1993 г. был открыт пункт пропуска через государственную границу «Махачкала - мор­ской порт».