НОБЕЛЬ ЛЮДВИГ ЭМАНУЭЛЬЕВИЧ

НОБЕЛЬ ЛЮДВИГ ЭМАНУЭЛЬЕВИЧ (1831-1888) - младший сын Эмануэля (Иммануэля) Нобеля, один из трех братьев Нобилей, высокообразо­ван, имел дар технического предвидения, знал толк в бизнесе. Н. в России – это первый нефтепровод, гигантские стальные нефтехранилища, первые в мире танкеры, железнодорожные вагоны-цистерны, а еще керосиновые печи, пекарни, кухни, самовары и т.д. Людвиг Э. Н. купил завод Шервуда на Выборгской стороне, где развернул новое производст­во, главным образом по заказам Артиллерийского ведомства. Предприятием было изготовлено обо­рудование для Ижевского завода, водяные турбины для Сестрорецкого завода, токарно-сверлильные станки для Пермского пушечного завода, гидрав­лические прессы и печи для Петербургского па­тронного и Тульского ружейного заводов. Людвиг Н. увлекался учеными трудами по геологии, поли­тической экономии, философии, читал беллетристику, любил поэзию. Его любимым поэтом был Вольтер, идеалом государственного деятеля - Петр I. Знал пять языков: шведский, русский, французский, немецкий, английский.

В начале 1870-х с целью заготовки орехо­вого 'дерева (для лож малокалиберных ружей, ко­торые предполагалось выпускать на Ижевском за­воде) его брат Роберт Н. отправился на Кавказ. Быстро оценив «нефтяную» ситуацию на Апшеронском полуострове, Роберт Н. вкладывает свой капитал в нефтяное дело. Это, конечно же. Было рискованной операцией, однако у него был определенный опыт в связи с организацией в Финляндии торговли керосином. Роберт полагал, что нефтяное дело является перспективным ввиду заполненности российского рынка импортными (американскими) нефтепродуктами. В Баку на деньги брата Роберт основал фотогеновый керо­синовый завод (купив за 25 тыс. руб. небольшое предприятие на восточной окраине города). С 1875 г. деятельность братьев Нобелей в сфере азербайджанской нефтепромышленности начинает усиливаться. Одно­временно были приобретены несколько нефтяных участков в Сабунчах. В 1876 г. с нефтепромыш­ленным делом в Баку ознакомился Людвиг Н., ко­торый пришел к выводу о необходимости его усо­вершенствования. Он планировал заменить ручной труд при перевозке нефти с промыслов к заводам трубами и паровым насосом, организовать пере­возку готовой продукции по Каспийскому м. и Волге в железных баржах, а по железной дороге - в вагонах-цистернах.

В 1876 г. Людвиг Э.Н. начал работу над программной статьей "Взгляд на бакинскую неф­тяную промышленность и ее будущность". Глав­ный смысл своей жизни видел в развитии нефтяной промышленности. Впервые в мире сконструировал и построил нефтепровод с подогревом от буровых до нефтеперерабатывающего завода. По его черте­жам в Швеции на Мутальском машиностроитель­ном заводе (Motall Ship Factory) был построен пер­вый в мире танкер "Зороастр". После успешной эксплуатации этого танкера братья Нобель строят целый ряд танкеров, дав им имена "Моисей", "Ма­гомет", "Брахма", "Сократ", "Спиноза", "Дарвин". Л.Э.Н. внедрил использование сырой нефти для корабельных двигателей. Он изобрел систему впрыскивания нефти для лучшего сгорания и уста­новил ее на своих судах. Впервые предложил ис­пользовать металлические резервуары для хране­ния нефти и нефтепродуктов. Позже .Л.Э.Н. стал главным агентом "Санкт-Петербургского француз­ско-русского динамитного общества".

В 1879 г. в Санкт-Петербурге императором Александром II было создано и учреждено "Ак­ционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобелей" (телеграфный адрес "Бранобель") с уставным капиталом 3 млн. руб. Учредителями компании стали: Людвиг Э.Н., Альфред Э.Н., Ро­берт Э.Н., П.А.Бильдерлинг, А.А.Бильдерлинг, И.Я.Забельский, Ф.А.Блюмберг, М.Я.Белямин-старший, А.С.Сундгрен и Б.Ф.Вундерлих. Тогда же был подписан контракт на приобретение у нефтезаводчика И.Гаджинского нефтепромыслов в Раманах, а в 1905 г. были куплены нефтяные участки у промышленника А.Я.Адамова. В 1914-1917 гг. фирма братьев Нобелей владела основным капиталом 30 млн. руб., более 13 заводами (включая 6 нефтеперерабатывающих заводов), а в 1916 г. ее общая нефтедобыча составляла 76 млн. пудов нефти. Товариществом были построены под Баку заводы: керосиновый, масляный, вискозный, бен­зиновый, парафиновый, два сернокислотных, для регенерации щелочных отбросов, содовый, меха­нический, газовый, лесопильный. За те же годы было произведено 581 млн. пудов керосина и 1130 млн. пудов мазута. В результате этой деятельности Людвиг Э.Н. стал настоящим «мазутным королем» России. Впервые в России были по­строены нефтепроводы и введена перевозка нефте­продуктов по водным путям. После смерти Людви­га Э.Н. Товарищество возглавил его сын Эмануэль Людвигович (1859-1932), а механический завод в Петербурге - второй сын, Карл Людвигович (1862-1893).

Л.Э.Н. - один из активнейших членов Рус­ского технического общества (РТО). Постоянно поддерживал существующие при нем бесплатные школы и курсы для рабочих и на разработку техни­ческих новшеств вносил по пять тысяч рублей еже­годно. После его кончины РТО были учреждены премии и медаль им. Людвига Эмануэльевича Нобеля, вручавшаяся каждые пять лет "За лучшие или выдающиеся изобретения в области металлургии или нефтепромышленности", которая впервые бы­ла вручена в 1893 г. А.Степанову за новую теорию керосиновых ламп. В последний раз ее присудили в 1905 г. А.Никифорову за уникальную разработку в нефтяной отрасли. В настоящее время премия вос­становлена Русским индустриальным обществом, приемником РТО.