ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725) - русский царь (с 1682 по 1696 гг. царствовал вместе с братом Ива­ном), с 1721 г. российский император, создатель регулярной русской армии и военно-морского фло­та. С 1717г. почетный член Парижской АН. Был активным преобразовате­лем в сфере экономики, го­сударственного строя, культу­ры, военного дела, вел ак­тивную внеш­нюю политику. Делом всей жизни П. I бы­ло усиление военной мощи России и по­вышение ее ро­ли на международной арене.

С юных лет интересовался военным и осо­бенно морским делом. С 1688-1693 гг. П.I учился строить корабли на Переяславском озере под руко­водством голландского мастера Ф.Тиммермана и русского мастера Р.Карцова. В 1696 г. русская ар­мия и флот взяли крепость Азов в устье Дона. Для продолжения войны с Турцией за выход в Азовское и Черное м. П.I развернул активное строительство военных кораблей. В 1697-1698 гг. он изучал кора­бельное дело в Амстердаме, под именем Петра Михайлова сам работал плотником на верфях, за­тем окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. Вернувшись в Россию, руководил строи­тельством кораблей военно-морского флота и ряда морских крепостей, напр., Кроншлота (Кронштадт) на о-ве Котлин (1704), сыгравшего ключевую роль в обороне Петербурга с моря. Содействовал строительству торгового флота и развития море­плавания в России, провел реформу государствен­ного аппарата, создал ряд коллегий, в т.ч. Адмиралтейств-коллегию. Ок. 200 металлургических предприятий на Урале, возникших при П.I, вывели Россию на первое место в мире по выплавке чугу­на, которым обеспечивались нужды промышленно­сти, флота и армии. П.I основал текстильные ма­нуфактуры для изготовления парусины, заложил ряд верфей. Первым военным кораблем, построен­ным при П.I в 1696 г. на Воронежской судоверфи, была галера «Принципиум». На Сясьской верфи, основанной в 1702 г. были спущены на воду 2 пер­вых фрегата, на Адмиралтейской верфи в Петер­бурге - первый русский линейный корабль Балтий­ского флота 54-пушечная «Полтава» (1712.), 64-пушечный «Ингерманланд» (1715), 90-пушечный «Лесное» (1718) и др. В Адмиралтействе на Неве с 1705 по 1725 гг. построено 25 линейных кораб­лей, 4 фрегата, 3 шнявы и т.д. Корабли строили также на Галерной верфи в Петербурге, на Олонец­кой и Архангельской верфях, на донских верфях (1723-1725) и др. Большинство кораблей проек­тировалось, строилось и принималось на ходовых испытаниях при личном участии П.I. По его указу сооружались каналы: Вышневолоцкий, соединивший Волгу с Балтийским м. (1703-1709), Ладож­ский (1732), предпринята попытка построить ка­нал между Волгой и Доном (1-й проект - соедине­ние рек Иловли и Камышинки, 2-й проект - по­стройка Ивановского канала через Ивановское озе­ро, оба не осуществлены). П.I принимал участие в разработке Воинского устава (1716), Устава мор­ского (1720) и Морского регламента (1722), а также ряда инструкций по управлению военными кораблями. Он был отличным корабельным масте­ром, освоил несколько ремесел, хорошо знал нави­гацию и морскую практику, был новатором и тео­ретиком военного и военно-морского искусства. Для подготовки морских кадров открыл в Москве Школу математических и навигационных наук (1701), а в Петербурге Морскую академию (1715). Создал Петербургскую АН (1724), которой принадлежит выдающаяся роль в развитии отече­ственного мореплавания, географии и пр. Он орга­низовал ряд географических экспедиций для ис­следования северных и восточных морей (камчат­ские экспедиции). Во время царствования П.I рус­ская армия и флот одержали ряд крупных побед: в битве под Полтавой (1709), морских сражениях при Гангуте (1714), Гренгаме (1720) и др. Ништадский мирный договор 1721 г. закрепил присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии и других террито­рий. Персидский поход 1722-1723 гг. (см.) привел к присоединению к России западного и южного бе­регов К. м. Все это способствовало по­вышению роль России на международной арене. Умер П.I 28 января 1725 г., простудившись при спасении экипажа гибнувшего в Финском заливе судна.