ПРАВОВОЙ СТАТУС, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ

ПРАВОВОЙ СТАТУС, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ - с утвержде­нием России на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии статус Каспия определялся двумя Прикас­пийскими государствами - Россией и Персией. В истории становления М.-П.С.К. крупными вехами стали Гюлистанский мирный договор 1813 г. (см.) и заменивший его Туркманчайский мирный дого­вор (трактат) 1828г. (см.), подтвердившие свободу плавания торговых судов и установившие исключительное пра­во России иметь на Каспии военный флот. В соот­ветствии с Туркманчайским трактатом, гра­ницей между Российской Империей и Персией по­ставлялась черта, проходящая, в частности, "по правому берегу Восточной реки Одинабазара до ее верховья, а отселе до вершины Джикоирских вы­сот, так, что все воды, текущие с сих высот к Каспийскому морю, будут принадлежать России, а все воды, изливающиеся на сторону Персии, будут принадлежать Персии. Поелику же здесь граница между обоими Государствами определяется вер­шиною гор, то положено, что покатость их к морю Каспийскому должна принадлежать России, а про­тивоположная покатость имеет принадлежность Персии" (статья 4). Кроме того, преобладающие права России (и только России!) на все К. м. подтверждает еще один международный до­говор - "Особый акт, заключенный между Россией и Персией в Туркменистане, 10 февраля 1828 г." (в частности, его статьи 1 и 3).

Аналогичным подтверждением служит "Конвенция о разграничении к востоку от Каспий­ского моря", подписанная в Тегеране 9 декабря 1881г.

Ныне действующий статус определяется До­говорами между Российской Социалистической Федеративной Республикой и Персией от 26 фев­раля 1921 г. (см.) и Договором о торговле и море­плавании между СССР и Ираном 1940 г. (см.). Они уста­навливали режимы свободного судоходства, сво­бодного рыболовства (кроме 10-мильных рыболов­ных зон) и запрет на плавание судов под флагами третьих стран. Эти положения продолжают дейст­вовать и обязательны для соблюдения всеми при­каспийскими странами.

С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств - Казахстана, Азербай­джана и Туркменистана - ситуация в регионе резко изменилась. Потребовалось решение проблемы П.С. Каспийского м., поскольку неадекватность действующего статуса не регулировала вопросы недропользования и природоохраны.

Начиная с 1992 г., ведутся консультации и переговоры на уровне Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств по урегулированию П.С. Каспийского м. Каспий нуждается в осо­бом правовом режиме, т.к. на него не распростра­няются нормы Конвенции ООН по морскому пра­ву. Позиция России - формула "разграничиваем дно в целях недропользования между сопредель­ными и противолежащими странами - вода общая". Предлагается установка 15-мильной прибрежной зоны национальной юрисдикции прикаспийских государств. В первоочередном порядке поставлены вопросы урегулирования проблемы недропользо­вания, биоресурсов (рыболовства) и природоохра-ны.

Крупным шагом по формированию П.С. Каспийского м. стало подписание в 1998 г. "Со­глашения между Российской Федерацией и Рес­публикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование" (см.) и Протокола к нему от 13.05.2002 (см.), в 2001 г. - Совместного заявления Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах со­трудничества на Каспийском море, а в 2002 г. - Со­глашения между Российской Федерацией и Азер­байджанской Республикой о разграничении сопре­дельных участков дна Каспийского моря (см.). Кроме того, в 2001 г. было подписано Соглашение о разграничении дна Каспийского моря между Рес­публикой Казахстан и Азербайджанской Республи­кой (см.). В 2003 г. (14 мая) было подписано Со­глашение между Российской Федерацией, Азер­байджанской Республикой и Республикой Казах­стан о точке стыка линий разграничения сопре­дельных участков дна Каспийского моря.