"СЕВЕР-ЮГ" МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНС­ПОРТНЫЙ КОРИДОР

"СЕВЕР-ЮГ" МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНС­ПОРТНЫЙ КОРИДОР - исторически бассейн Каспийского м. является важным транзитным цен­тром товарообмена между Европой и южно-­азиатскими странами. Каспий кратчайшим путем соединяет Европейскую часть России со странами бассейна Индийского океана, Ближнего Востока, Западной и Центральной Азии. В этой связи на протяжении ряда последних лет активно обсужда­ется вопрос ответвления международного трансевропейского коридора №9 (Хельсинки-Одесса) в направлении Москва-Волгоград-Астрахань с выхо­дом на К. м. Такое решение принято на третьей Общеевропейской конференции по транс­порту в Хельсинки в июне 1997 г. Этот вопрос также нашел отражение в концепции государст­венной транспортной политики, одобренной в 1997 г. Правительством РФ. В апреле 1999 г. в Тегеране был принят меморандум о взаимодейст­вии между коммерческими фирмами «Вагна» (Рос­сия), «Волга-Вастер» (Россия), «Лакор» (Россия), «Ирсотр» (Иран), «Иранохинт» (Иран), «Реги» (Иран) по индийскому транзиту. 22 июня 1999 г. в Москве между данными фирмами было подписано генеральное соглашение по транспортировке экс­портно-импортных контейнеров по международ­ному транспортному коридору Шри-Ланка-Индия-Иран-Каспийское море-Россия. 25 декабря 1999 г. по данному маршруту прошел первый контейнер.

Пробная транспортировка 40-футовых контей­неров по новому маршруту показала, что время в пути от Бомбея до Астрахани может составлять всего 15-17 суток, а до Москвы 21 сутки при стои­мости перевозки 2,5-2,6 тыс. долл. США. По пред­лагаемой схеме грузы в крупнотоннажных контей­нерах из индийских портов отправляются в иран­ский порт Бендер-Аббас, далее на автомашинах по территории Ирана перевозятся в иранский каспий­ский порт Энзели, а затем на судах следуют до Ас­трахани и по железной дороге, а также автомо­бильным транспортом доставляются до потребите­лей в России и СНГ. Возможна также прямая дос­тавка контейнеров от Энзели до Москвы и даже Мурманска, а также до Черного моря судами типа «река-море». Расчеты показывают, что этот транс­портный коридор позволяет на 20-30% сократить время доставки и на 20-25% снизить транспортные расходы. Эксперты считают, что к 2010 г. ежегод­ный грузооборот коридора может достигнуть 15-20 млн.тонн.

12 сентября 2000 г. во время работы 21 и меж­дународной Евроазиатской конференции по транс­порту в С.-Петербурге состоялось подписание ми­нистрами транспорта России, Индии и Ирана Межправительственного соглашения о междуна­родном транспортном коридоре «Север-Юг». Ра­тифицировано Соглашение 12 марта 2002 г.