СТРУЙСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТРУЙСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1885-1935) – штурман, гидрограф. В 1903 г. был определен в Морской кадет­ский корпус, по окончании которого в 1909 г. получил назначение на Балтийский флот, где проходил службу в должностях вахтенного начальника эсминца (1909-1912 гг.), старшего штурмана крейсера «Громобой» (1912-1915 гг.), старшего помощника линкора «Гангут» (1915-­1916 гг.), флагманского штурмана бригады крейсеров (1917 г.), флагманского штурмана Балтийского флота (1917-­1918 гг.). Один из лучших штурманов своего времени, обладавший большим кругозором и эрудицией. В 1918 г. организовал и руководил штур­манским обеспечением похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсин­ки, Финляндия) в Кронштадт. Руководил переброской по внутренним водным путям миноносцев из Кронштадта на Волгу и Каму, участвовал в создании Волжской Военной флотилии (ВВФ), осуществлял оперативное руководство действиями ВВФ в Гражданскую войну, участвовал более чем в 20 боях флотилии.

В ноябре 1918 г. отозван на Балтийский флот. Во время одного из разведывательных походов был контужен и захвачен в плен англичанами. В 1920 г. после возвращения из плена вновь назначен флагманским штурманом Балтийского флота. С 1921 по 1924 г. возглавлял Убекобалт, с 1924 по 1930 г. - Убекокаспий (см.).

На К. м. в 1920-е гг. экспедицией под его руководством бы­ли выполнены значительные гидрографические работы у иранского побе­режья, содействовавшие развитию и укреплению экономических связей между СССР и Ираном. В 1926 г. по инициативе С. и при его не­посредственном участии впервые издано описание маяков, береговых ог­ней и светящих буев К. м.

В 1930 г. назначен начальником отдела навигационного ограждения морей ГУ. Один из первых, кто настойчиво отстаивал необходимость освобождения от импорта иностранной маячной техники и освоения ее производства отечественной промышленностью. Внес значительный вклад в расшире­ние сети навигационного оборудования на морях СССР.