ТУРКМЕНБАШИ (Туркменбашы)

ТУРКМЕНБАШИ (Туркменбашы) – 1) (быв. Красноводск) город и порт, быв. центр Красноводского района, с 1952 по 1955 гг. - центр Красноводской области Туркменской ССР, с 1991 г. в составе Балканского велаята, Туркменистан. Возник как первое русское военное укрепление у "Кызыл Су", что означает "Красная Вода", осно­ванная в 1716 г. во время экспедиции князя А.Бековича-Черкасского вдоль восточного берега Каспия, посланного Петром I в поход на Индию (1716 г.). В 1836 г. еще видны были остатки построек Бековича – вал и бастионы и заросший травою и кустами, полузасыпанный песками ров. За­тем в 1868 г. становится военным укреплением. В 1869 г. при Императоре Александре II К. возрожден русскими войсками под командованием генерала Н.Г.Столетова для открытия торгового пути в Среднюю Азию. Выполнял роль главного депо для провианта, боевых и других запасов Хивинского похода (1873 г.), Ахал-Текинской экспедиции М.Д.Скобелева (1880-1881 гг.). В 1874 г. К. получил права города и административного центра Закаспийского отдела. Население - около 62 тыс. чел. Туркменбашинский НПЗ, заводы судоремонтный, строительных мате­риалов. Пищевая промышленность (рыбо-, хлебо- и мясокомбинаты). Визитной карточкой Каспийского приморья является Туркменбашинский международный аэропорт.

2) крупнейший порт на туркменском побе­режье К. м., ранее Таза-Шахор (XV-XVI вв.), образован в 1896 г. Расположен у северного берега залива Туркменбаши (бывш. Красноводский, см) и полностью занимает акваторию бухты Му­равьева (названа у честь Н.Н.Муравьева (см.), исследо­вавшего в 1819-1821 гг. восточное побережье Кас­пия). Используется для грузовых перевозок (нефть и нефтепродукты, контейнеры, сыпучие материалы и т.д.), для рыболовной отрасли, а также для пере­возки пассажиров и транспорта (паромами). Здесь расположены три организации с достаточно мощ­ным флотом: Туркменское морское пароходство (см.), объединение "Балканбалык", управление "Туркменнефтефлот", имеющие от 25 до 28 мор­ских судов. Порт реконструируется с целью дове­дения переработки грузов до 10 млн. т в год с последующим ростом.