ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – общее название, собирательный символ в сознании народов, (до XVI в.) торговых караванных путей (см.) из Китая в Переднюю Азию через Среднюю Азию, по которым перевозился главным образом шелк. Имя трассе дал немецкий ученый историк и путешественник Фридрих Рихгофен в своей классической работе «Китай» (1877 г.).

В.Ш.П. представляет собой не столько дорогу, сколько систему построения караванных троп между отдельными царствами и торговыми постами в оазисах. Первыми весь путь прошли монголы в XIII веке. В.Ш.П. начал складываться во П в. до н.э. Началом торговли принято считать путешествие посланника китайского императора У-Ди.

По В.Ш.П. шла торговля фарфором, мехами, рабами (особенно женщинами), пряностями, благовониями, лекарствами, слоновой костью, металлическими изделиями, породистыми лошадьми, драгоценными камнями, но товар товаров был шелк.

По странам, территории которых пронизывал В.Ш.П., происходила миграция религий: буддизм, начиная от Индии идет ряд буддийских центров (при раскопках в Термезе в местечке Дельверзин-тепе был обнаружен целый комплекс храмов, посвященных Будде) до городов Китая, Японии и Юго-восточной Азии; ислам, вклинившийся между Индией и Китаем, а еще раньше зороастризм. Параллельно с этим шел активный культурный обмен, в том числе музыкой, письменностью, обрядами.

В.Ш.П. использовался в целях завоевания народов. По нему прошел Александр Македонский, затем в XIII в. – Чингисхан, в конце XIV -начале XV в. им воспользовался Тамерлан. Путь шел через римский пограничный город Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны и Мидию, огибал с южной стороны К. м., проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпию, Антиохию Маргианскую, Бактрию и через Комедские горы (возможно это Алайский и Заалайский хребты) достигал бассейн р.Тарим. Оттуда он вел к столице Серов ("серами" римляне называли производителей и продавцов шелка, т.е. людьми шелка, т.к. шелк - именовался "серикум"). Это и есть классическое античное описание В.Ш.П. Двадцать третья книга "Истории" Аммиана Марцеллина, автора IV в. прямо указывает на "большой торговый путь, по которому ведутся сношения с серами".

В период римского императора Аврелиана (270-275 гг. правления) фунт шелка стоил фунт золота, а в 301 г. в эдикте императора Диоклетиана о ценах стоимость фунта чистого золота в слитках оценивалось в 50 тыс. динариев, а фунт шелка-сырца, окрашенного в пурпур, в 150 тыс. Высокий уровень цен на шелк сохранился спустя несколько веков и у преемницы Дневного Рима Византии.

Шелковый путь начинался в портах Ассирии, куда приходили караваны купеческих судов из Италии, Испании и других средиземноморских стран, и шел на восток через города Тир, Дамаск, Анатолия, Багдад, Хамадан, Рей, Нишапур, затем следовал через Парфию на Мерв. Отсюда путь разветвлялся на южную и северную дороги, что объяснялось слишком большой заинтересованностью многих стран, чтобы этот путь проходил через них.

Южное направление шло на Балх, Термез, Яркент, Хотам, чтобы потом через несколько тысяч километров выйти на Аньси и соединится там с северным маршрутом.

Северный путь от Мерва брал направление на Карши, Бухару, Самарканд, затем выходил на Ташкент далее на Ишин, Урумчи,Турфсан, Хами, Аньси, где, соединившись, шелковый путь следовал на Ланьчжоу, Сиань и выходил к побережью Японского моря.

Следует отметить, что были и другие шелковые пути. Для Византии в древние века, когда персы и арабы жестко ограничили ее импорт шелка через Ближний Восток, Шелковой дорогой стали пути Северного Кавказа. У итальянцев в XIII в. был свой Ш.П.: он начинался в Тане (у Азова), шел в Джутархан (Астрахань), затем в Ургенч, Отрар, Армалек (близ Кульджи) и на Пекин.

С развитием мореплавания начался закат В.Ш.П. Историко-культурное пространство В.Ш.П. (как единая сеть связующих звеньев) к концу средних веков стало распадаться на анклавные сферы международного общества. В.Ш.П. как сквозной массив международного общения Евразии исчез. В XVIII и в начале XIX в. были прожекты восстановить эти тропы между Востоком и Западом, в частности, они исходили от Петра I и Александра I.

В 1987 г. по инициативе десяти стран, включая быв. Советский Союз, XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО приняла резолюцию об организации и проведении в 1989-1997 гг. крупномасштабного проекта "Комплексное использование Шелкового пути: пути диалога".

В 1993 г. в Японии, префектуре Нара создан исследовательский центр "Silk Roadology" (англ.: "Silk" - "шелк" и "Roadology" - "путиведение"). В 90х годах XX века возникла идея восстановления В.Ш.П. как транспортного пути.

Последние археологические открытия говорят о том, что торговля на просторах Евразии началась на много веков раньше, чем предполагалось. Самая последняя находка - пряди шелка, обнаруженные в волосах египетской мумии, относятся приблизительно к 1000 г. до н.э., задолго до начала регулярной торговли на "Шелковом Пути".