ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ (ВМС) РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН – Казахстан дважды официально провозглашал о создании на Каспии ВМС. Формирование началось после Указа президента «О создании ВМС Республики Казахстан» в составе Вооруженных сил Республики Казахстан в 1993 г. Целью ВМС является обеспечение соблюдения национальной безопасности и законодательства в открытом море, пресечение правонарушений и морских преступлений, организация таможенного контроля и борьба с контрабандой, с перевозками наркотиков, сохранение биологических ресурсов, проведение поисково-спасательных операций, обеспечение безопасного судоходства и мореплавания, выполнение положений международной морской конвенции, сохранение морской среды. Казахстан обратился за помощью к иностранным государствам. В августе 1996 г. республика получила от США 6 патрульных катеров «в рамках программы сокращения ядерной угрозы и контроля за экспортом», в том числе командный катер «Си Арк Донтлес». Из Германии были получены 4 рейдовых тральщика, из Турции - 2 катера, из Арабских Эмиратов 6 катеров (4 из них 19 мая 1998 г. во время первого выхода в море попали в шторм и затонули). Несколько боевых кораблей было выделено Россией из состава Каспийской флотилии.

Однако качество военных кораблей не соответствовало требованиям времени. Поэтому в ноября 1997 г. последовал указ Президента Казахстана - ВМС РК как вид ВС был расформирован, а оставшиеся еще на плаву суда вместе с экипажами переданы в подразделения береговой охраны, которые организационно входили в Силы охраны государственной границы (СОГГ), являющихся частью ВС РК.

17 февраля 2003 г. министр обороны Казахстана во второй раз официально заявил о намерении Казахстана создать на Каспии военно-морской флот, а Президент Казахстана Н.Назарбаев подписал указ о создании военно-морских сил страны.

Для создания оптимальных условий по формированию ВМС, строительству инфраструктуры и развитию материально-технической базы флота в декабре 2003 г. было создано Управление ВМС МО РК. Управлением разработана Концепция развития ВМС, которая предусматривает развитие флота на период до 2030 г. Впоследствии будет создано управление Главнокомандующего ВМС РК.

Стремление создать национальные ВМС обосновывалось необходимостью «обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии, куда вложены большие иностранные инвестиции». Флот необходим Казахстану для усиленной охраны нефтеносных месторождений каспийского шельфа, который он намеревается активно разрабатывать в ближайшие годы. Кроме того, военные корабли необходимы для конвоя танкеров с добытыми углеводородами к портам Ирана и Азербайджана. Численность военно-морских сил Казахстана будет составлять 5 тыс. военнослужащих. В состав ВМС вошла: морская пехота, береговая артиллерия и военная флотилия.

В настоящее время ВМС Казахстана насчитывают 9 патрульных катеров водоизмещением от 170 т до 11 т. Самый большой из них турецкой постройки с 40 мм и 20 мм пушками; 4 катера с 20 мм пушками построены в начале 50-х в ФРГ; 2 катера «Сайгак», вооруженных только 7,62 мм пулеметами, поставлены Россией; патрульный катер типа «Донтлесс» (США); катер «Беркут» (вооружен 12,7 мм пулеметом) построен в Казахстане, на верфи в г.Уральске. Кроме того, в составе ВМС имеется тральщик «Найзагай» («Молния»).

В Мангистауской области в 20 км от г.Актау построен военный городок для бригады морской пехоты. На базе размещено 750 морских пехотинцев.

В состав ВМС входят также авиационные подразделения, дислоцированные в г.Актау и г.Атырау (3 вертолета «Ми-8» и 6 «Ми-2»).

Главная военно-морская база Казахстана создается в заливе Курык, южнее г.Актау. Дивизионы кораблей и катеров базируются в портах Атырау (см.), Баутино (см.), Актау (см.). Штаб ВМС находится в г.Актау. Для подготовки кадров в Актау открыто военно-морское училище. Кроме того, флотские специалисты за счет финансовой помощи США будут обучаться на военно-морских базах НАТО в Турции, Греции, Италии и Испании. Создание флота плани­руется завершить к 2010-2015 гг.

Первоначально свои ВМС Казахстан намерен создавать при содействии США, России, Великобритании. С 1 января 2004 г. США открыли программу модернизации казахстанского Каспийского побережья. На строительство военных объектов в Казахстане Вашингтон выделил в 2004 г. около 3 млн долл.

В настоящее время между военными ведомствами США и Казахстана рассматривается вопрос безвозмездной поставки на Каспий для военно-морских сил республики корабля водоизмещением более 1 тыс. т. Также, предлагается увеличить квоты на обучение казахстанских военных в США.

Североатлантический альянс в марте 2003 г. включил Казахстан в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Это позволит Казахстану получать материальную помощь, которая и пойдет на формирование военно-морских сил. Союзничество с НАТО дает также Казахстану право готовить кадры для формирования флотских экипажей. И обучаться они будут на военных базах Южно-европейского флота альянса в Турции, Греции, Италии и Испании.

С целью развития сотрудничества в военной области между странами, и оказания помощи Казахстану в формировании его военно-морских сил, Южная Корея безвозмездно передала Казахстану 3 патрульных катера типа РКМ (патрульный, средний «киллер»), списанных в 2004 г. Корабли предназначены для патрулирования и охраны морских рубежей Казахстана. Патрульные корабли имеют водоизмещение около 150 т, длину - 33 м, ширину - около 7 м, дальность плавания - от 500 до 1 тыс. миль, а также оснащены 3 артиллерийскими установками. В мае 2006 г. корабли прибыли на Каспий.

В то же время, концепция развития ВМС Казахстана предусматривает, что корабли для военного флота республики со временем должны начать строить казахстанские заводы, соответствующая техническая база есть в г.Уральске и г.Павлодаре. В 2002-2003 гг. на заводе «НИИ «Гидроприбор» (г.Уральск) построено 8 катеров проекта «Сапсан» для пограничной службы КНБ Казахстана.

Постановлением Правительства Казахстана «О кораблестроительной программе Республики Казахстан» уральский завод «Зенит» определен головным по строительству катеров и кораблей, и первым госзаказом, полученным по этому постановлению, стал пограничный катер прибрежного плавания проекта «Сункар» водоизмещением 13 т, затем корабли водоизмещением 50 т проекта «Буркит».

Рассматривается также вопрос строительства морского патрульного корабля проекта «Барс» водоизмещением 180 т, предназначенный для охраны морских границ, патрулирования экономической зоны, борьбы с браконьерством, экологического мониторинга в Северном Каспии. В 2005 г. начат выпуск катеров водоизмещением до 200 т.