ВОЛГА

ВОЛГА - в древности "Pa" - "Щедрая ", также "Ранга" (Авеста, IV-V в. до н.э., Заратустра). У Птоломея, П в. до н.э.: «Волга состоит из двух рек - Камы на востоке и собственно Волги на западе»; примерно 100 лет спустя у древнегреческого ученого Агафемера - Рос (на ее берегах живет народ россоланы, входящие в группу скифских народов); у средневековых мусульманских исследователей (арабских, персидских) в том числе, А.Масуди, З.Казвини, Ибн-Фатлана: Итиль, Этель, Идель, Идул, Атель, Эдель. Редко в Европе Астиль, Ледиль). Арабский географ Х в. Ибн-Хаукаль писал о ней как о "реке русов". У Масуди также название «Хазарская река» (в нижнем течении жили хазары. Итиль встречается у армянского историка Моисея Хоренского (Мовсес Хоренаци, V в. н.э.). В сочинениях византийского императора Константина Парфирородного (IX в. н.э.) - Атель; у Рубрука - Этиль; у Марко Поло - Эргиль. Некоторые авторы связывают с названием Итиль имя гуннского вождя Атиллы. Русское название «Волга» - финское слово, в переводе «Святой». Татарские писатели называют В. Булга, по видимому, по названию живущего на берегах народа тюркского племени булгаров, их царства и главного города - Булгар.

В. - крупнейшая река Европы, национальная гордость России. Длина реки - 3531 км. Пл. водосборного бассейна - 1358 тыс. км2 (62,2% европейской части и 8% всей площади России или почти 13% Европы). В пределах бассейна находятся полностью или частично 40 административных единиц (из них 2 в Казахстане, остальные в России); российская территория - это 8 республик и 30 областей.

В. берет начало на Валдайской возвышенности. Впадает в К. м. Бассейн расположен в пределах Русской равнины между 62 и 45° с.ш. и 36 и 62° в.д. Протяженность с севера на юг 2,5 тыс. км, а с запада на восток - ок. 2,3 тыс. км. В. запружена восемью плотинами, из которых шесть лишены каких-либо рыбопропускных сооружений. Территория бассейна характеризуется чередованием низменных равнин (Верхневожская, Ветлужско-Унжинская, Мещерская, Прикаспийская (см.) и др.) и возвышенностей. Бассейн расположен в основном в абс. отметках 100-300 м, но есть и исключения: на юге, в Прикаспийской низменности - на отметке 30-40 м, а в верховьях р.Белой - 300-400 м. В. на своем пути пересекает лесную (до Казани), лесостепную (до Самары), степную (до Волгограда) и полупустынно-пустынную зоны (до К. м.).

Водный режим В. формируется главным образом за счет впадения в нее притоков. Непосредственно в В. впадает 2600 рек, а всего в бассейне насчитывается более 150 тыс. водотоков - рек длиной более 10 км. Водосбор малых рек составляет 45% общего водосбора бассейна. Левые притоки В. (особенно ниже Н. Новгорода) многочисленнее и многоводнее правых. Наиболее крупные из них: Молога, Шексна (впадают в Рыбинское водохранилище), Кострома, Унжа, Ветлуга, Кама, Самара и Большой Иргиз. Среди правых - Ока, Сура и Свияга. Основное питание В. снеговое (60%), подземные воды (30%) и дождевое (10%), Естественный режим В. характеризуется весенним половодьем (апрель-июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками в октябре-ноябре.

В. издавна имела важное торговое значение. В IX-XIII вв. это был путь, связующий с булгарами, тюркскими племенами (хлебная торговля), владения которых распространялись по Средней и Нижней В. и Каме. В XIII-XIV вв. сложился устойчивый ассортимент волжской торговли Руси. Вниз по В. шли меха (они достигали Дербента и Багдада), мед, воск, моржовый клык, кожи, льняные ткани. Вверх шли соль, пряности, шелковые ткани и драгоценные камни, изделия из благородных металлов, самоцветы, жемчуг, оружие. После взятия Иваном Грозным в 1552 г. Казани и в 1556 г. Астрахани водный путь по В. стал московским на всем протяжении. Астраханская торговля, соединившая Русь через К. м. (Хвалынское м.) со среднеазиатскими ханствами, Персией, Индией, значительно оживилась. В это время большое значение приобрел волжский рыбный промысел. В XVII в. В. и ее притоки становятся основой всероссийской торговли, а сама В. - очень оживленным магистральным торговым путем. В XVIII веке В. протекала под стенами Астраханского кремля. Последние столетия основной поток реки все время перемещался в западном направлении. В XVI веке. А.Дженкинсон (см.) спускался в К. м. по глубокому и полноводному рукаву В. Болде; Адам Олеарий в XVII веке воспользоваться этом путем уже не мог, он шел западнее - по рукаву Иванчугу. В XVIII-начале XIX века дорогой к морю служила сама В., но затем русло ее стало заноситься песком и сильно дробиться на рукава. Пришлось судовой ход перенести еще западнее - в Бахтемир (см.).

В XVIII в. В. - «основание всея коммуникации Российской Империи, следовательно, и основание всей коммерции». В XIX в. В. соединяется с Петербургом через Тихвинскую (1811 г.) и Мариинскую (1810 г.) системы. Начато строительство соединения В. с Москвой по рекам Сестре и Истре и каналу между ними. В 40-е годы XIX в. на В. появились пароходы. Однако, функционирование В. в качестве главной торговой коммуникации России затруднялось «первобытным природным состоянием» - маловодьями и обмелением. Кроме того, для экономического развития России нужны были судоходные соединения В. с реками смежных бассейнов -Днепром и Доном.

Долина В. (выше Волгограда) превращена в цепочку водохранилищ, образованных плотинами ГЭС. По данным инструментальных наблюдений, в 1882-1994 гг. сток В. и ее притоков неравномерен как в сезонном, так и в многолетнем разрезе: средний многолетний расход воды В. (в створе Волгограда) 8000 м3/с; средний годовой: в маловодный (1921 г.) - 5000 м3/с; в многоводный (1926 г.) -12000; минимальный среднемесячный: летний -2100; зимний - 1100; максимальный полноводный (1 июня 1926 г.) - 59000 м3/с. В многолетнем ряду наблюдений прослеживаются периоды повышенной и пониженной водности. Сток за период 1922/23 -1929/30 составил 297 км3/год, 1933/34-1940/41 гг. -190 км3/год, 1978/79 - 1990/91 - 287 км3/год. Средний многолетний сток В. ок. 241 км3/год.

До зарегулирования В. разливалась весной в сторону от русла на многие километры. В иные годы уровень воды в реке поднимался у Волгограда на 8-8,5 м, а у Астрахани - на 5,5 м, затапливая низко лежащие земли. Теперь весенних паводков ниже Волгограда не бывает. От прошлого остались лишь изменения уровня воды в реке при сгонах и нагонах ее со стороны К. м. Ветер южных направлений моряна (см.) поднимает воду у Астрахани иногда на 2 м над ординаром и более, вызывая в В. обратное течение. "Приливы", вызванные моряной, докатываются до города Енотаевска. Ветры северный направлений могут вызвать понижение горизонта реки у Астрахани на 80 см, при этом пресная волжская струя прослеживается в море на расстоянии 55 км.

Колебания водности В. сопровождаются связанными с ними изменениями уровня К. м. Если в начале XX в. значение В. практически сводилось к транспортным функциям, то уже в 30-е годы оно существенно возросло за счет строительства крупнейших гидроузлов, позволивших на базе дешевой электроэнергии развивать экономику во всех регионах Поволжья и существенно улучшило судоходство на В. В 30-е годы была начата реализация проекта "Схема Большой Волги", который предусматривал строительство на В. и ее крупнейших притоках нескольких плотин с мощными гидроэнергостанциями и большими судоходными шлюзами. Для регулирования стока проектировалось строительство огромных водохранилищ. В результате были построены Иваньковское (1937 г., ГЭС - 30 тыс. кВт), Угличское (1939-1943 гг., ГЭС -110 тыс. кВт.), Рыбинское (1940-1949 гг., ГЭС - 330 тыс. кВт), Горьковское (1955-1957 гг., ГЭС - 520 тыс. кВт), Чебоксарское (1981, ГЭС - 1,4 млн. кВт), Куйбышевское (1955-1957 гг., ГЭС - 2,3 млн. кВт), Саратовское (1967-1968 гг., Балаковская ГЭС - 1,2 млн. кВт), Волгоградское (1958-1960 гг., ГЭС - 2,5 млн. кВт) водохранилища. Кроме того, на Каме были построены 3 водохранилища: Камское (1954-1955 гг.), Воткинское (1961-1964 гг.), Нижнекамское (1978 г.). В Волжском бассейне имеются и более мелкие водохранилища, в частности ок. 800 с объемами более 1 млн. м3. Создание Волжско-Камского каскада гидроузлов с суммарным регулирующим объемом водохранилищ ок. 80 км3 привело к существенному перераспределению стока. Доля половодного стока в годовом исчислении уменьшилась с 65% в естественных условиях до 42%, а зимний сток увеличился втрое с 9-10 до 27%. Это наряду с отсечениями плотинами значительных площадей нерестилищ привело к ухудшению условий воспроизводства ценных пород проходных и полупроходных рыб, в частности осетровых. Вместе с тем, с завершением устройства Волжско-Камского каскада, строительства и реконструкции водных путей, связывающих К., Азовское, Белое и Балтийское моря, была создана во-дохозяйственная система (ВСХ) Волги, уникальная не только в масштабах России, но и мира. ВХС Волги - ключевой элемент экономической, социальной и экологической системы бассейна В. и Северного Каспия.

Волжско-Камские ГЭС в средний по водности год вырабатывает 36 млрд. кВт-ч. электроэнергии, что составляет четверть годового производства всех ГЭС России. На водный транспорт Волжского бассейна приходится 70% всех речных перевозок России. Это объединенная судоходная система протяженностью более 4 тыс. км с гарантированными глубинами 4 м, которые поддерживаются за счет регулирования водохранилищ и специальными попусками в нижние бьефы. Волжской водой орошается 2 млн. га земель. В водохранилищах вылавливается ок. 300 тыс. центнеров рыбы (потенциальный вылов -500 тыс. центнеров). В В. обитает до 75 видов рыб из них 40 промысловых (важнейшие - вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, чехонь, щука, осетр, стерлядь).

В бассейне В. насчитывается ок. 20 тыс. водозаборов и 5,5 тыс. водовыпусков для нужд промышленности, теплоэнергетики, питьевого водоснабжения и орошения. Гидротехническое строительство на В. коренным образом изменило условия крупного судоходства. Увеличение глубины, спрямление судоходного русла, резкое сокращение землечерпательных работ, увеличение размеров судов и др. преимущества позволили значительно увеличить грузооборот. Транспортное значение В. возросло и благодаря сооружению крупнейших каналов, соединивших В. с Балтийским м. Волго-Балтийским вод­ным путем. Вышневолоцкой и Тихвинской система­ми; с Белым м. - через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Черным м. - через Волго-Донской канал. На берегах В. расположено более 900 портов, пристаней и при­чалов. Главные города и порты (от истока до устья): Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Нов­город, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Са­мара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Среди факторов, сыгравших огромную роль в экономическом развитии Поволжья и усилении свя­зей с другими районами страны, наряду с энергети­кой и усилением транспортного значения В., необ­ходимо отметить открытие в 20-3 Ox годах крупней­ших месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной области. Позднее здесь сформировался круп­нейший в России район нефтедобывающей и нефте­перерабатывающей промышленности.