ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ - (быв. ВДСК "Имени В.И.Ленина") шлюзованный судоход­ный канал. Со­единяет бассейны рек Волги и Дона в месте их наи­большего сближения - в районе Волгоград-Калач-на-Дону.

Еще в царствование Ивана Грозного османский султан Селим II в 1569 г. повелел прорыть канал между Доном и Волгой, для чего направил вверх по Дону 20 тыс. своих нукеров. Однако после месяца работы турки оставили эту затею. Спустя полтора века в 1697 г. царь Петр I поручил начать строительство канала между притоками Дона и Волги. Однако с началом Северной войны финансирование прекратилось. Позднее в России неоднократно возвращались к этому проекту.

Канал строили заключенные с 1948 г. по 1952 г. Протяженность канала 101 км (из которых 45 км походят по искусственным водохранилищам) с 13 судоходными шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водоспусками, 22 судоходными каналами, 2 аварийно-ремонтными заграждениями, 8 постами, паромными переправами, остановочными пунктами, пристанями и приканальной автомобильной дорогой 100 км. Всего на канале построено 96 гидротехнических сооружений, соединяющих в единую цепь воднотранспортную систему, связывающую моря Европейской части России. Глубина канала 3,5 м, что позволяет поводить по нему суда дедвейтом до 5 тыс. т. В-Д.С.К. берет начало на Волге в рай­оне Красноармейска, на водораздел между Волгой и Доном суда поднимаются по девяти шлюзам (сум­марная высота 88 м). На Донском склоне канала соз­дано несколько водохранилищ, в которые поступает вода, накачиваемая из Дона тремя насосными стан­циями, из этих водохранилищ питаются водой водо­раздельный участок канала и шлюзы. Спуск с водо­раздела происходит по четырем шлюзам (общая вы­сота 44 м), пройдя шлюз № 13, суда выходят в боль­шое водохранилище, оборудованное подпорами Цимлянского гидроузла. Ширина водохранилища доходит местами до 20 км, максимальная высота волны – З м. Через два шлюза Цимлянского гидроузла суда спус­каются в Дон, по которому следуют далее до устья реки. Проектная пропускная способность канала была определена в 11 млн. т за навигационный период. При рациональной организации пропускная способность может быть доведена до 13 млн.т. Продолжительность навигации в бассейне в силу замерзания рек составляет около 210-240 суток (ок. 8 месяцев). За это время по нему могут проходить 5 тыс. судов.

В 2007 г. Президент РФ предложил Правительству создать международный консорциум по строительству второй линии ВДСК. Это может качественно изменить геополитическое положение Прикаспийских стран, дав им выход в Черное и Средиземное моря и далее в Мировой океан. В настоящее время проект находится на самой ранней стадии изучения.