ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ, ГЛАВНЫЙ БАНК, быв. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ

ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ КАНАЛ, ГЛАВНЫЙ БАНК, быв. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ - один из крупнейших морских каналов мира, главный водный путь, соединяющий порт Астрахань с открытым морем. Был построен с целью устране­ния необходимости двойной перегрузки при следо­вании судов с К.м. в Волгу и обратно. Морская часть канала прорыта почти через всю мелководную северную часть К. м. от точки, располо­женной несколько севернее плавучего маяка Волго-Каспийский, до устья рукава Бахтемир (см.), или Ракуша, и по нижнему течению рукава Бахтемир на расстоянии около 185 км от впадения его в море. Дальше на север до поселка Красные Баррикады (см.), где заканчивается В.К.К., плавание совершает­ся по руслу рукава Бахтемир - речной части канала.

Начал строиться в 1874 г. (на левом берегу Бахтемира стоит скромный указатель «110 лет Волго-Каспийскому каналу, 1874-1984 гг.»). Общая протяженность В.К.К. от начала морской части канала до поселка Красные Баррикады составляет 101 морскую милю (188 км). По протяженности каналу нет равных в Европе. Счет километров на канале ведется от поселка Красные Баррикады в сторону моря. Русловая часть канала - 0-86 км, морская часть - 86-188 км. На всем протяжении от Астрахани судовой ход пролегает по естественным водотокам рек Волги, Бахтемира, Главному Банку и в морской части - по искусственно созданному каналу. За начало канала принят «О» км у поселка Бертюль. Морская часть ВКК состоит из четырех колен. Минимальная ширина канала на уровне навигационной глубины принята равной 100 м. Габариты канала рассчитаны на двухстороннее движение судов с максимальными размерами по длине 125 м, ширине 16,6 м и с осадкой 4,2 м.

Речная часть канала проходит по рукаву Бах­темир и имеет несколько колен. Этот рукав является одним из самых длинных и глубоководных рукавов дельты Волги. Он извилист и имеет протяженность, считая от поселка Красные Баррикады до устья реки, около 54 миль. Плавание совершается по фарватеру, глубина которого 5 м (1998 г.).

Глубины в В.К.К. вследствие наносов р.Волги непостоянны. На нем часто образуются мели и перекаты, затрудняющие плавание. Поэтому в морской и речной частях канала постоянно проводятся дноуг­лубительные работы (ежегодные ремонтные работы исчисляются более чем 1,5 млн. м3). За бровками ка­нала глубины весьма малы.

Помимо того, что канал служит транспортной магистралью, он на всем своем протяжении является уникальной искусственной миграционной «дорогой» рыб. Ценнейшие их виды - белуга, осетр, севрюга, каспийская сельдь, белорыбица, вобла и многие дру­гие заходят с моря по каналу в пресную речную воду на нерест.