"ЗОРОАСТР"

"ЗОРОАСТР" – 1). первая в мире нефтеналивная шхуна, прообраз современных танкеров. Сконструировано Людвигом Э. Нобелем (см.) и построено в Швеции в 1878 г. на судостроитель­ном заводе “Motall Ship Factory” по заказу нефтяно­го акционерного общества "Кавказ и Меркурий" для нефтепромышленного товарищества "Братья Нобель", осуществлявшего перевозки нефтепро­дуктов по К.м.

Назван в честь персидского философа, основоположника религии огнепоклонников Заратуштры (греч. Зороастр). В Петербург пришел своим ходом, а дальше по Мариинской системе, цистерны доставляли отдельно, из-за осадки суд­на. В корпус "З." были вмонтированы 8 вкладных цилиндрических цистерн, однако затем их сняли и нефть стали перевозить непосредственно в кор­пусе. Корпус судна стальной, перовая машина и котел работали на жидком топливе и были раз­мещены в средней части. В Баку специально под "З." был переделан причал и береговые сооруже­ния. Для налива груза был устроен специальный трубопровод, а на "З." установлен паровой насос для перекачки его в баржи. Водоизмещение 400 т, грузоподъемность 240 т, длина ок. 56 м, ши­рина 8 м, скорость 10 узлов. Для создания ос­нования буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено в числе семи других ко­раблей.

2). Британский крейсер, бывший танкер. Построен в 1911 г. в Коломне, Россия. Длина 82,5 м, ширина 10,3 м, осадка 4,6 м. Машинный механизм 1200 л.с. Скорость 10,5 узлов. В 1918 г. был захвачен англичанами, вооружен в Энзели. Персия (две 120 мм английские морские пушки). Крейсировал в северной части К. м. Участвовал в 1918-1919 гг. в борьбе с Красным флотом.