ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ - древнеперсидская дуалистиче­ская религия, возникшая в X-VII вв. до н.э. и рас­пространившаяся в Средней Азии и Азербайджа­не. Ее основателем считают пророка Заратуштру (Зороастр), которому приписывают создание Гат - самой древней части священной книги 3. - Авесты и объединение основных религиозных пред­ставлений древних персов. Основная идея 3. за­ключается в признании борьбы двух извечно су­ществующих сил - Ахурамазды (отсюда другое название 3. - маздаизм) и Анхра-Манью (у древних греков - Ормузда и Аримана). Ахурамазда олице­творяет свет, добро, истину и жизнь. Ан­хра-Манью - тьму, зло, ложь и смерть. Аре­ной борьбы этих сил является мир; участвуют в ней и люди, обладающие свободой выбора. Уси­лия сторонников Ахурамазды должны привести в итоге к победе света, добра. В дуалистическиз идеях 3. отразились особенности общественной жизни древнеиранских земледельческих племен, часто подвергавшихся нападениям кочевников, несших разрушение и смерть. Дуализм 3. оказал влияние на. учение манихеев, павликиан, катаров и т.д. В 3. есть также учение манихеев о страш­ном суде и огненной космической катастрофе в конце мира, когда грешники и Анхра-Манью по­гибнут, а последователи Ахурамазды очистятся в огне с помощью спасителя - Митры, который для этого очищения воскресит мертвых. Культ Мит­ры, хотя его имени нет в древних текстах, был широко распространен в народе. Митра считался союзником и посланцем Ахурамазды. Праведной жизнью, достойной спасения, 3. считал умноже­ние материальных благ при помощи земледелия, ирригационных работ, якобы данных людям Ахурамаздой. Современные последователи 3., парсы, считают праведной также предпринимательскую деятельность. Культ 3. сводится к почитанию священного огня, которому посвящались храмы. В наши дни 3. сохранился у парсов в Бомбее и у огнепоклонников в Иране.