Более занимательной драматургии, чем в жизни, не бывает

 
30 Октября 2017
406

Телевизионные сериалы – неотъемлемая часть нашего бытия. И привлекают они не только домохозяек. Исторические события, любовные отношения, детективные страсти – современное телевидение предлагает кино на любой вкус. Зритель стал более разборчив: может оценить работу режиссера, переживает за ставших родными актеров. Но точно не думает о человеке, без которого сериал не состоялся бы. Его перу принадлежат все диалоги и монологи героев, все сюжетные ходы и киношные хитросплетения. 

Гостья редакции «Каспийских новостей» - Ольга Гурова, сценарист множества полюбившихся сериалов, среди которых, например, «Улицы разбитых фонарей», «Хроники убойного отдела», «Брак по завещанию», «Кружева», «Всегда говори «всегда». И, что особенно приятно: Ольга Юрьевна детство провела в Астрахани, давшей путевку в искусство многим талантливым артистам и режиссерам. Как оказалось, сценаристам тоже.

Каспийские новости: Ольга, а как вам сходу удалось написать сценарий к сериалу «Хроники убойного отдела»? В милиции-полиции вы же не работали?

Ольга Гурова: Помогли консультации сотрудников на тот момент отдела милиции «Сокольники». Мы ведь пишем про что угодно и про кого угодно - про полицейских, пожарников, врачей. Люди этой профессии, их опыт – бесценный  материал для сценариста. Ну и собственный опыт, конечно. Я ведь во ВГИК поступила не сразу после окончания школы, мне к тому времени исполнилось 29, я поучилась и в пединституте имени Ленина, хотела стать логопедом, и в еще одном  коммерческом вузе на психолога-консультанта. Убедилась, что все это не мое. Моими были только наблюдения, переживания, это все можно использовать в работе над сценарием. А писать стала после окончания ВГИКа. Пригласили сценаристом в сериал «Хроники убойного отдела», уже не на первый сезон. То есть там был определенный формат: известны персонажи, расписаны их взаимоотношения, характеры. С учетом этого задания надо было написать сначала заявку, в которой изложить суть преступления, рассказать, как будет идти расследование. Как я ее написала, сама не понимаю. Но ее приняли. Потом уже заключили договор. И началось.

Каспийские новости: Обаятельные были менты…

Ольга Гурова: Задача создателей сериала – влюбить зрителя в своих героев, чтобы смотрели, не отрываясь, не отходили от экрана. Но это, правда, больше заслуга режиссера. Сценарий – это полуфабрикат. Любой сценарий можно снять хорошо. А можно плохо. Это от режиссера зависит.

Каспийские новости: А вы своей работой всегда довольны?

Ольга Гурова: Мой учитель, замечательный Валентин Иванович Ежов, сценарист фильмов «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате», «Крылья» говорил: нет сценариста, который был бы доволен тем, как сняли фильм по его сценарию. Но вот, казалось бы, чего Валентину Ивановичу быть недовольным «Белым солнцем?» Фильм раздергали на цитаты, смотрят до сих пор. Но по сценарию» у Сухова и Абдуллы были более сложные отношения, Абдулла воевал на своей земле, Сухов был по сути завоевателем, и все было не так однозначно, как снято – Абдулла бандит, Сухов – герой. Сценарист потенциально закладывает вначале больше, чем получается на выходе. А ведь в советское время снимали более вдумчиво, долго репетировали. Сейчас коммерческий интерес диктует снимать быстрее. И сценарий писать тоже надо быстрее. Сейчас не до тонкостей. Когда я смотрю фильм по своему сценарию, я отмечаю недостатки, понимаю, что хотела бы что-то переделать, переписать. Отношусь к себе довольно критически. Но это нормально. Если критического взгляда не будет – наступит профессиональная смерть. Я и другие фильмы смотрю также: отмечаю недостатки, радуюсь, если что-то удачно. От этого уже не уйти. И учусь все время у других.

Каспийские новости: А как рождаются сюжеты? Вдруг вы придумаете то, что уже было в другом фильме?

Ольга Гурова: Если редактор, который курирует тебя, твой знакомый, он может подсказать, чтобы не повторяться. Но вообще, конечно, в этом мире придумано уже все! Я училась по учебнику польского сценариста, простите, не помню его имени, в котором было написано, что существует порядка 12 сюжетов, вокруг которых могут развиваться события. Знаменитый аргентинский писатель Борхес сузил эту классификацию и вовсе до четырех. Сочинять детективы сложно – все уже было, было. В них просто надо выстраивать логические схемы. Но мелодрамы сочинять куда сложнее! Выписывать тонкие вещи, происходящие между людьми, непросто. Хочется же, чтобы поверили.

Каспийские новости: Вы можете закладывать в сценарий некий собственный посыл, несмотря на то, что у вас всегда есть определенное задание? Ведь обычно если платят деньги, то и диктуют, что и как писать.

Ольга Гурова: Вопрос не в деньгах и не в жанрах. Например, ситком писать у меня не получилось, мне также чужды ужастики, мистика. Дело во внутреннем нравственном посыле, который не позволяет говорить о каких-то темах. Я человек верующий, для меня, например, невозможна тема ЭКО, я просто не буду писать об этом. И, конечно, мне важно донести свой взгляд на какие-то вещи. Например, я рассказываю о судьбе женщины, которая делает карьеру, но в угоду карьере приносятся дети, муж, благополучие семьи, все, что делает жизнь наполненной. Я считаю, что грош цена такой карьере. И это обязательно прозвучит в сценарии.

Каспийские новости: А в фильме?

Ольга Гурова: Если редактор примет. Если канал это устроит. Если режиссер согласится. У меня трехступенчатая система контроля. Иногда я отстаиваю свою позицию. Были случаи, когда я выписывала какие-то моменты, какие-то сюжеты, и мне говорили: откуда ты это взяла? А взяла я это из жизни, в которой драматургии больше, чем в кино. Жизнь интереснее, потому что ее творит Господь Бог.

Каспийские новости: Есть у вас любимый сценарий? То есть такой, чтобы и фильм, снятый по вашему сценарию, стал для вас любимым?

Ольга Гурова: Отвечу, как принято отвечать в таких случаях: любимый сценарий еще не написан. Есть у меня одна задумка. Но не сейчас. Сценаристы – люди подневольные. Есть определенный заказ, есть формат, есть задание. И я стараюсь честно выполнять работу, за которую получаю деньги.

Каспийские новости: Существует какая-то методика написания сценария? Ну, условно говоря, ни дня без строчки?

Ольга Гурова: Ни дня без строчки – это не мое. Мне как раз важно отдыхать от этих строк. Когда пишешь сценарий, а это энрегозатратная работа, то невольно проникаешься жизнью и поступками героев. На сериал из 12 серий уходит где-то полгода. Полгода я живу чужими жизнями. И это такая работа, что невозможно отложить ее в пятницу, чтобы заново приступить в понедельник. Эти герои все время в голове, в тебе, они заставляют тебя совершать поступки, которые ты никогда не делала. Это такое легкое психическое отклонение. Поэтому для меня важно на время забывать о работе. Я вот в Астрахань с родными приехала, намеренно не взяв с собой компьютер. Балдею от ничегонеделания, хожу по городу, который изменился со времен моего детства, гуляю, навещаю родственников, друзей. Мама встречалась здесь со своими учениками – она когда-то преподавала здесь режиссуру в культпросветучилище. Я с удовольствием наблюдаю за всем этим, коплю впечатления.

Каспийские новости: В некоторых фильмах вы выступали в соавторстве. Трудно писать вдвоем?

Ольга Гурова: Для меня - да. Вместе с Верой Шер, моей бывшей однокурсницей, мы работали над сценарием телесериала «Кружева». Мы после института довольно долго работали вместе. Вере не хватало эмоциональности, мне – логики, в этом мы дополняли друг друга. Как-то не были уверены в себе, поэтому подпирали друг друга. А вот над «Кружевами» работать было сложно просто физически. Сорганизоваться трудно: живем друг от друга далеко, у нее дети, у меня дети, которых мы обе воспитываем без мужей, надо как-то собираться, обсуждать…. Но сериал получился неплохой. Вариант «Трех сестер», только мы исходили из обратного, отправив  их подальше от Москвы. В то время сериалы выходили все на одну тему: приезжают девочки в столицу из глубинки и непременно встречают олигарха. А мы решили трех девочек,  выросших в мажорных условиях, отправить в провинцию. Создали им невыносимые условия. Всегда любопытно, что происходит с человеком, когда он вырван из привычной среды. Люди по-разному себя проявляют. Вот это было интересно.

Каспийские новости: А если вы не с самого начала пишете сценарий, как например, произошло с сериалом «Всегда говори «всегда», к которому вы подключились в восьмом сезоне, как удается сохранить ту же тональность?

Ольга Гурова: Это тоже вызывало определенные сложности. Герои не мои. Потом стали моими, но поначалу не получалось с ними сродниться. Пишу – и получается то слащаво, то неискренне. Но в результате вышла на криминальную линию – там по сюжету героиню подставляют, она вынуждена доказывать свою непричастность к преступлению, и эта драматургия помогла вырулить. Все равно сказывается опыт работы. Когда я начинала работать сценаристом, приходилось нащупывать какую-то конструкцию, а теперь что-то срабатывает автоматически.

Каспийские новости: Можно узнать ваше мнение о творчестве Кирилла Серебренникова? Вокруг него так много шума!

Ольга Гурова: Я не могу это обсуждать, потому что его творчество мне не близко. Да и шумиха-то не вокруг творческих изысков, а вокруг того, что украдены деньги. А творчество его меня совсем не привлекает. Сейчас, в отсутствие цензуры, когда нет запретных тем, часто оказывается, что и смотреть-то нечего. Полная пустота. Если герой голым по сцене не прошел, то и говорить не о чем.

Каспийские новости: Ольга, а кто-то из детей продолжает ваш путь в творчестве?

Ольга Гурова: Дочь учится во ВГИКе. Будет режиссером-документалистом. У нее хороший интерес к людям и событиям, это очень важно для режиссера.

Каспийские новости: Что подпитывает ваши энергозатраты?

Ольга Гурова: Да много чего. Поездки, наблюдения, хорошие книги, хорошее кино. Недавно посмотрела наш фильм «Время первых», а следом замечательный фильм с Робертом Де Ниро «Быть Флинном». Такое доброе кино, которое заставляет задуматься.

Каспийские новости: Есть что-то в вашей жизни, что вызывает сожаление? Может, какие-то несбывшиеся планы?

Ольга Гурова: Мне сам процесс жизни нравится. Все происходит так, как надо. А если все так, о чем можно жалеть?

 Марина Паренская