Мы обеспечиваем путешествие каспийской нефти на 1500 километров

 
31 Октября 2016
660

Октябрь – юбилейный месяц для Каспийского Трубопроводного Консорциума. 15 лет назад первый танкер был загружен нефтью, перекачанной по трубопроводной системе КТК из казахстанского Тенгиза. Событие нынешней осени - консорциум начинает прием сырья с российского месторождения имени Филановского. Кто и как обеспечивает 1500-километровое «путешествие» нефти? Об этом в эксклюзивном интервью «Каспийским новостям» рассказал генеральный директор Каспийского Трубопроводного Консорциума Николай Горбань.

«Каспийские новости»: Николай Николаевич, прошло чуть более ста дней, как акционеры КТК единогласно избрали вас генеральным директором консорциума. В чем для вас особенность новой должности?

Николай Горбань: Каспийский Трубопроводный Консорциум – крупнейший международный нефтетранспортный проект, который имеет большое значение для развития крупных месторождений Каспийского региона. На данном этапе КТК прокачивает две трети всей экспортной нефти Казахстана. Трудно найти еще какую-либо компанию, которая бы так успешно реализовала международные отношения – у КТК 11 акционеров, ведущих мировых добывающих компаний. Соблюдение баланса интересов акционеров в Консорциуме – весьма сложная задача. Объекты КТК располагаются на территории Казахстана и четырех регионов России. Для успешного ведения бизнеса в каждом из столь разных регионов приходится учитывать и специфику экономического развития, и особенности инфраструктуры, и менталитет.

КТК трасса

«Каспийские новости»: Вы говорите о менталитете, о балансе интересов. Может быть его нелегко удерживать, потому что проект КТК как бы соединяет Азию и Европу?

Николай Горбань: Такой симбиоз не является проблемой. Более того – в этом и уникальность, и ценностью проекта. Что касается лично моей линии поведения, у меня есть четкие принципы в работе и в личных отношениях. Уважаю партнеров, стараюсь находить общий язык с любым человеком, проявлять добрую волю.

Тенгиз

«Каспийские новости»: Давайте от людей перейдём к нефти. Говорят, на планете не осталось нефти, легкой для добычи. А что касается ее транспортировки? Каково заставить нефть двигаться на 1500 километров?

Николай Горбань: Для этого и нужен нефтепровод, который представляет собой целый комплекс сооружений. В его состав входят головные и промежуточные нефтеперекачивающие станции, трубопроводы, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.

НПС-8

У нас 15 станций, на каждой по 4 магистральных агрегата. В зависимости от режима, в работе либо два, либо три из них. Соответственно, нефть поступает на агрегат и выбрасывается дальше под увеличенным напором. За счет этого нефть доходит до следующей станции, которая подхватывает её и передает дальше.

Технологические принципы и схемы транспортировки отработаны давно. Совершенствуются преимущественно технологии и оборудование.

«Каспийские новости»: Трубопровод КТК проложен в дельте Волги, на сложных, экологически уязвимых территориях. Как там было с технологиями?

Николай Горбань: При прокладке трубопровода использовалось проверенные передовые технологии, современное оборудование, работали высококвалифицированные специалисты. Для каждого из участков было применено оптимальное технологическое решение. У нас на трассе есть подводные переходы, самотечные участки, спуски и подъемы – такова специфика рельефа.

«Каспийские новости»: На ум приходит вопрос: если 1500-километровая труба с «черным золотом» проходит по безлюдным местам, может ли в нее врезаться злоумышленник? Как вы отслеживаете весь путь нефти?

Николай Горбань: Контроль работы всего трубопровода осуществляется из главного центра управления, расположенного на Морском терминале в Южной Озереевке под Новороссийском. Именно здесь функционирует особая система оперативного контроля и сбора данных, отвечающая за управление всеми объектами нефтепроводной системы КТК - от Тенгиза до выносных причальных устройств для загрузки танкеров.

В КТК действует эффективная система обеспечения безопасности, включающая в себя как регулярное наземное и авиапатрулирование по всей протяженности трубопровода, так и специальные технические решения. Вся наша труба оснащена системой обнаружения утечек. В случае утечки оператор в режиме реального времени видит, на каком участке понизилось давление. Практически сразу срабатывают секущие задвижки, перекрывая трубопровод. Есть и приборное обследование: в полость трубы запускаются инспекционные снаряды, которые идут в потоке нефти, сканируют стенку трубы и сигнализируют о любых напряжениях, дефектах, проблемах. Соответственно, принимаются меры по их оперативному устранению. На земле действует специальная система электрохимзащиты, учитывающая особенности почв.

«Каспийские новости»: Если не секрет, чья нефть течет по трубе?

Николай Горбань: В 2015 мы транспортировали порядка 38 млн. тонн нефти казахстанских грузоотправителей, в основном с месторождений Тенгиз и Карачаганак, и почти 5 млн тонн российской нефти с месторождений Роснефти. В этом году рассчитываем увеличить прокачку до 46 млн тонн.

А насчет того, чья это нефть, то это целый ряд компаний, крупнейшие из которых «Тенгизшевройл», «Арман», «Эмбамунайгаз», «Казахойл Актобе», «CNPC-Актобемунайгаз», «Литаско», «Карачаганак», Петролеум Оперейтинг Б.В.», ЗАО «НафтаТранс.

В море

«Каспийские новости»: Еще один вопрос дилетанта: на каждом месторождении своя нефть, она сливается в одну трубу, а кто отвечает за качество?

Николай Горбань: С разных месторождений поступает нефть с различными качественными характеристиками. Существуют определенные нормативы, установлены жесткие правила, закрепленные договорными отношениями с добывающими компаниями, которые гарантируют качество поставляемого продукта. На этапе поступления нефти в систему за качество отвечает поставщик – добывающая компания. Такова общемировая практика.

На этапе транспортировки за качество нефти отвечает наш консорциум. Для этого созданы лаборатории, специалисты которых берут пробы на всей протяженности нефтепровода. Нефть под брендом КТК (CPC Blend) – гарантировано качественный продукт.

«Каспийские новости»: Готов ли консорциум к увеличению объёма прокачки, ведь вам проект расширения еще не завершен? Когда КТК выйдет на проектную отметку в 67 млн. тонн?

Николай Горбань: Мы рассчитываем, что это произойдет в середине следующего года. Увеличение пропускной способности действующего трубопровода и увеличение его мощности более чем в два раза осуществляются поэтапно, без приостановки перекачки нефти. В этом уникальность нашего проекта расширения.

В настоящий момент заменены 88 км трубопровода на трубу большего диаметра, модернизированы пять нефтеперекачивающих станций, построено три новых и завершается строительство ещё семи НПС, увеличивается емкость резервуарного парка морского терминала до одного миллиона тонн.

«Каспийские новости»: Стены астраханского офиса КТК украшают старинные фотографии, иллюстрирующие, как добывали и транспортировали нефть сто лет назад. Это очень любопытно и впечатляет.

Николай Горбань: Безусловно, нет будущего без прошлого. Это наша история!

«Каспийские новости»: Если речь зашла о прошлом – в интервью «Каспийские новости» часто спрашивают собеседников об исторических личностях, которые важны в их жизни. У вас есть такой человек?

Николай Горбань: Для меня главная историческая личность – мой отец, Николай Васильевич Горбань. Он научил меня всему. Профессиональный строитель, он всю жизнь посвятил промышленному и гражданскому строительству. У меня с детства перед глазами был пример самоотверженного труда и высокого профессионализма. Отец – это человек, на которого я всегда ориентировался и шел вперед.

«Каспийские новости»: Ваши коллеги говорят, что у вас внутри двигатель. Вы можете работать практически без отдыха. В чем секрет?

Николай Горбань: Есть такое понятие – активная жизненная позиция. Люблю работать с полной отдачей.

«Каспийские новости»: Николай Николаевич, и в семье – активная жизненная позиция? У вас трое детей.

Николай Горбань: Я – очень семейный человек. Много времени провожу на работе, поэтому каждый свободный час отдаю семье. Дочь учится в магистратуре, будет юристом как ее мама. Двое мальчишек – школьники, учатся в пятом и во втором классах. Так что досуг мне всегда обеспечен.

«Каспийские новости»: А рыбалка? Это не ваше?

Николай Горбань: Нет. Ждать не люблю, даже рыбу. Предпочитаю движение.

Галина Годунова

Фото пресс-службы КТК