Рауф-хазрат Джантасов: Мусульмане подобны пчелам, но не мухам

 
1 Февраля 2017
1415
© Дмитрий Трубицин / Caspian news

В прошлом году в региональном духовном управлении мусульман Астраханской области произошла смена духовного лидера. Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Шейхуль-Ислам Талгат Таджуддин поддержал кандидатуру 46-летнего имама-ахунда Джантасова Рауфа-хазрата, выдвинутую мусульманами региона.

Зачем региональное духовное управление мусульман вошло в состав Центрального духовного управления мусульман России? Как воспитавшийся в годы атеизма юноша из села Красный Яр пришёл к исламу и стал священнослужителем? Нужно ли сегодня проводить конкурсы женской красоты? На эти и другие вопросы «Каспийских новостей» ответил Рауф-хазрат.

Каспийские новости: Уважаемый Рауф-хазрат, региональное духовное управление мусульман Астраханской области недавно вошло в состав ЦДУМ России. В чём суть данной реорганизации, и почему этого не было сделано раньше?

Рауф-хазрат: Мы все - региональные духовные управления мусульман – в каком бы мы регионе не были, должны быть в составе центрального духовного управления. Это наше единство, по-другому нельзя жить. Если мы будем отделяться и отдаляться от центра, то к нам проникнут нетрадиционные, реакционные идеологии, которые будут разрушать нашу Родину изнутри. Поэтому мы должны быть вместе. По этой причине мы и вошли в 2016 году в состав Центрального духовного управления мусульман России.

Каспийские новости: По возрасту Вы принадлежите к поколению тех, кто родился в СССР. Как Вы, воспитанный ещё во времена атеизма, пришли к исламу?

Рауф-хазрат: Мне тогда было 25 лет. Я жил в селе Красный Яр, где и сейчас живу. Однажды зашёл в мечеть. Там сидел дедушка - сторож. Он спрашивает меня: «Ты что хотел?». «Посмотреть мечеть изнутри», - отвечаю. Он пригласил: «Пожалуйста, заходи!». Помнится, я задавал ему много вопросов. Поразила большая молельная комната с огромными коврами. Он спросил: «Ты молишься?». Я ответил, что воспитан на атеизме, молитв не знаю. Но он убедил меня в том, что молиться нужно обязательно – ведь я уже взрослый, сознательный юноша.

После этого я начал посещать курсы основ ислама и арабского языка в нашей сельской мечети. Вскоре имам предложил мне работу сторожа вместо ушедшего на пенсию работника. Потом я работал там водителем, завхозом, заместителем имама, затем – имамом, районным имамом. Далее – преподавателем, директором Астраханского исламского колледжа, заместителем муфтия Астраханской области. Прошло 20 лет - и вот теперь я муфтий Астраханской области. Каждый день я познавал и до сих пор познаю что-то новое, открываю для себя новый мир, радуюсь общению с людьми.

Каспийские новости: Религия сегодня - это ведь не только вероубеждение. Для многих она имеет немалый воспитательный фактор. Почему, на ваш взгляд, именно теперь многие родители пытаются найти себе помощников среди священнослужителей?

Рауф-хазрат: Вспоминается такой случай. Одна бабушка приходила постоянно к нам в мечеть, заходила в женский зал, постоянно плакала и что-то просила у Всевышнего. Это повторилось один, второй, третий раз. Я подошёл к ней и спросил: «В чём причина ваших слёз? Может быть я вам чем-то помогу? Может вы материально нуждаетесь?». «Нет, сынок, - отвечает она мне. - У меня одна проблема: сыну 28 лет, он меня не слушает, выпивает, а когда приходит домой – скандалит, отбирает у меня пенсию и уходит из дома».

Спрашиваю у неё: «Что вы сделали для того, чтобы он таким не был?». Она рассказывает: «Когда он родился, я, как любая мать, его обстирывала, кормила, всё покупала. Даже такую дорогую вещь, как мотоцикл». Я напомнил женщине поговорку про то, что ребёнок – не поросёнок, его не только кормить надо, но и воспитывать. Многие современные родители, к сожалению, ошибочно считают, что воспитание ребёнка заключается лишь в том, чтобы выполнять все его прихоти и желания: захотел телефон – пожалуйста, захотел ноутбук или что-то другое – без разговора! Но ведь это не воспитание. Пророк Муххамед сказал: «Самый лучший подарок, который отец может передать своему сыну - это хороший нрав».

А сегодня, в наши дни, что прежде всего ждут от отца и матери? Хороший автомобиль, дом, квартиру… Растёт поколение потребителей. И это неправильно. Нельзя забывать о духовном воспитании.

Каспийские новости: С одной стороны – в нашем регионе возводятся новые мечети, но с другой – не все имамы обучены и умеют работать с прихожанами, находят нужные слова. А в дальних сёлах некоторые из них и вовсе самоучки. Как решаете кадровую проблему?

Рауф-хазрат: Вспоминается изречение пророка Мухаммеда, который сказал: «Приобретать знания – обязанность каждого человека в этой жизни, от колыбели до могилы». Благодаря стараниям и трудам Назымбека-хазрята, у нас в Астрахани действует исламский колледж, в котором мы готовим наших будущих специалистов – священнослужителей. Его выпускники (разумеется, по их желанию) несут службу в мечетях в тех сёлах, где в них нуждаются.

Для религиозно необразованных самоучек, о которых вы упомянули, отдел просвещения исламского колледжа готовит программу курсов повышения квалификации для имамов. Также всех желающих мы имеем возможность направлять в Уфу – в Российский исламский университет. Также в 2017-м планируется открыть исламскую академию в Булгарах (Татарстан).

Мы не замыкаемся на том, что человек должен приобретать только религиозные знания. Поэтому многие наши хазраты учатся в Астраханском университете, лично я – студент-заочник третьего курса исторического факультета. Трое моих коллег-имамов проходят обучение в магистратуре по направлению «социальная философия».

Каспийские новости: Что такое в вашем понимании «настоящий мусульманин»? Какими качествами он должен обладать?

Рауф-хазрат: Пророк Мухаммед в своём изречении сказал, что ни один искренне верующий человек не должен быть никому обузой - если я живу в этом обществе, если я мусульманин. И в том случае, если я нахожусь где-то на производстве, на руководящей должности.

Выполнять свои обязанности перед Богом, перед родителями, родственниками, соседями, детьми – вот в этом и заключается по исламу предназначение истинного мусульманина.

Каспийские новости: У многих сложился стереотип, что истинно мусульманская женщина – это подобие героинь культового фильма «Белое солнце пустыни». Изменилось ли отношение к современной женщине в исламе? Ведь время вносит свои коррективы во всё. В каких проектах вы задействуете женщин и как?

Рауф-хазрат: На базе регионального духовного управления мусульман Астраханской области прошли две женские конференции, на которых обсуждались актуальные темы воспитания детей. У женщины в исламе очень много прав. Она – и учитель, и преподаватель, и наставник для своих детей.

Так установилось ещё с древних пор, что мужчина традиционно в поисках пропитания: утром ушёл – вечером пришёл, детей толком не видит. Детьми непосредственно занимается женщина.

Поэтому у наших женщин-мусульманок есть вопросы: как правильно воспитывать детей? Как их защитить от неправильных и опасных религиозных течений, сект? Не всегда можно сразу найти в одиночку правильные пути решения этих проблем. На эти и многие другие вопросы мы и пытаемся найти ответы на «женских» конференциях с участием ведущих преподавателей нашего исламского колледжа.

Каспийские новости: Как вы относитесь к конкурсам красоты?

Рауф-хазрат: Я считаю, женщина-мусульманка должна демонстрировать свою красоту только перед мужем. То есть удовлетворять мужа в границах своего дома: уметь его встретить, решать вместе с ним какие-то семейные вопросы, проблемы. Если она сохраняет перед людьми честь, семью – вот это и есть красавица.

Каспийские новости: Трудно ли устанавливать диалог с молодым поколением? Какие «ключи» приходится подбирать к неокрепшим душам?

Рауф-хазрат: Ничего сверхъестественного я, наверное, не скажу: будь это имам, директор колледжа или я, муфтий, – мы должны спуститься на землю, если мы «взлетели», и быть поближе к народу, молодёжи. Общаться с ней. Именно молодость – это тот возраст, период, когда у человека есть силы, энергия, потенциал. Мы должны найти ключ к молодёжи. Она сегодня очень грамотная, всесторонне развитая. Парни и девушки через интернет познают мир, знают несколько языков и т.д. Мы должны уметь общаться с ними, услышать их и направить их энергию в нужное русло.

Каспийские новости: Некоторые думают, что ислам и мусульмане – это какая-то угроза. И как этому не верить: ведь у нас под боком неспокойный Дагестан. На дальних же подступах – Сирия. Да и границу с Казахстаном нельзя назвать спокойной – из Средней Азии транзитом к нам проникают наркотики. Как быть? Чем вы, священнослужители, можете реально помочь?

Рауф-хазрат: «Ислам» в переводе с арабского языка – это «мир». И когда один мусульманин, приветствуя другого, говорит «Ассалям алейкум!», это означает - «Мир всем вам!». В ответ он слышит: «Алейкум ассалям!» - «И вам мир!». После этих слов, как учил пророк Мухаммед, ты даёшь гарантию этому человеку, что его жизнь будет в безопасности. Пророк в своём изречении сказал: «Мусульманин - это тот человек, от языка и рук которого люди не получат никакого зла».

Пророк Мухаммед также сказал: «Верующий мусульманин подобен пчеле». Это так и есть. Если посмотреть на жизнь пчёл, то они по своей природе всегда держатся роя. В отличие от мух, пчёлы по отдельности не летают – они всегда вместе. Верующий человек, как пчела, существует только в обществе. Кроме того, пчела, когда покидает улей, летит ко всему прекрасному: цветы, деревья. Муха же – на помойную яму. Пчела собирает нектар, муха – нечистоты. Вот и верующий, подобно пчеле, стремится в своих мыслях и поступках ко всему хорошему, доброму, благому – всему тому, что Всевышний одобряет.

Возвращаясь из поездки или после работы домой, завершая какие-то дела, верующий мусульманин отдаёт от себя благо другим. Исключение составляют преступники - они несут только угрозу. Сравнивать их с верующими людьми неверно. Понятие «исламское государство» неправильное – мы с этим не согласны. Истинные мусульмане детей не убивают, дома не взрывают, мародёрством не занимаются. Главные принципы ислама – честность, справедливость, искренность, мир. Всевышний в священном Коране сказал: «Я создал вас разными по племенам и национальностям только для того, чтобы вы научились познавать мир и любить друг друга».

Каспийские новости: Интеграция прикаспийских государств набирает обороты по всем направлениям. Объединяются учёные, экологи, студенты, СМИ, бизнес. Какой, на ваш взгляд, вклад в укрепление мира и согласия в прикаспийском регионе могли бы внести представители представленных здесь конфессий – православные, буддисты, мусульмане, иудеи?

Рауф-хазрат: Я думаю, это должен быть совет, на который главы конфессий Прикаспия периодически бы собирались, советовались, обсуждали совместные планы. То, что совместно делают сейчас наши лидеры - президенты прикаспийских государств - в экономике, культуре, других сферах. Это богоугодное дело! Ведь мы познаем друг друга, учимся друг у друга. И если будем делать так и впредь, то на нашей благословенной земле всегда будет мир. Дай Бог, чтобы так и было!

Сергей Попов, Николай Телюфанов, Дмитрий Казинский, Дмитрий Трубицин, Владимир Сафонов