Beat Film Festival: Рейв в Иране

31 Мая 2017
324
Beat Film Festival: Рейв в Иране
© dw.com

В Москве прошел уже восьмой по счету фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Одним из первых фильмов смотра стал необычный метр от немки Сьюзен Майерс о подпольной жизни запрещенной музыки в Тегеране. КН побывали на показе и Q&A режиссера, прибывшей представить свою дебютную работу.

Программа Битфеста в этом году особенно насыщенна работами исключительного характера, и даже при таком раскладе картина Сьюзен Майерс отличается от остальных. Спорная, но, без сомнений, важная, злободневная лента, позволяющая окунуться в атмосферу современного Тегерана и увидеть систему музыкального подполья изнутри. На поверку в сюжетной канве нашлось место и самой актуальной теме европейского кинематографа, и, упомянутая вскользь, во многих она нашла серьезный отзвук. Но обо всем по порядку.

В центре внимания сюжета ленты «Рейв в Иране» двое диджеев, Ануш и Араш, и их тернистый путь к музыкальной карьере электронщиков. Как и полагается по канонам документального кино, камера неусыпно следует за своими героями, и мы видим музыкальный дуэт «Blade & Beard» за самыми разными занятиями: вот они устраивают вечеринку в пустыне, вот пытаются получить разрешение на свою музыку, отпечатать обложки для своих(убрала слово) альбомов, найти место распространения и продажи своей музыки.

02 © beatfilmfestival.ru

Как раз с такой вечеринки в пустыне и началась история этого проекта. Сьюзен Майерс поделилась этим во время Q&A: «На Vice была опубликована статья человека, побывавшего на секретной вечеринке в иранской пустыне, и я подумала, что это может стать отличным материалом для фильма». По словам Сьюзен, долгое время она не могла найти героев для своей ленты. Не отказываясь до последнего, а просто сохраняя молчание, они внезапно исчезали, переставали подходить к телефону и отвечать на сообщения. В интервью журналу Wonderzine Сьюзен отметила такое поведение как неотъемлемую часть иранского менталитета: «В иранской культуре «да» никогда не означает «да». Это может быть «нет», но в корректной форме, чтобы не обидеть. Этот огромный слой вежливости очень усложнял мне жизнь, ведь в моей культурной среде люди прямо говорят, что думают». Ануш и Араш долго раздумывали над идеей Сьюзен и все же решили согласиться.

Сюжетной завязкой выступает переломный момент в жизни парней: после облавы на одну из их вечеринок Ануш попадает в тюрьму. Впоследствии герои убеждаются в том, что продолжать в том же духе не представляется возможным. «Я так больше не могу», - сетует Ануш. В это время «Blade & Beard» приходит официальное приглашение от музыкального фестиваля в Цюрихе – возможно, золотой билет в новую жизнь.

03 © beatfilmfestival.ru

Этот фильм, конечно, не о музыке, и иногда кажется, что ею он только прикрывается. Изначальная задумка Сьюзен Мейерс – показать, как существует андеграундное сообщество в подобной стране – неуклонно становится чем-то большим. На экране мы видим настоящих героев потерянного поколения Ближнего Востока, чья «потерянность» лежит в несколько иных плоскостях. На протяжении практически всего хронометража их поглощают мысли о побеге от режима, начиная от зачатков осознания жестких рамок своего положения до серьезного выбора, на разрешении которого и оканчивается лента. Им сложно сопереживать и при этом невозможно не сочувствовать, наблюдая их безусловную искренность. Эти люди устали и они больше не хотят борьбы. Их заветная мечта – новое начало в новой стране, где возможность жить музыкой есть не что иное, как сущая обыденность.

На фоне основной канвы разыгрываются другие, косвенные карты, бьющие наравне с основными. Свобода культуры и искусства – это, пожалуй, то, за что мы ратуем каждый день. Одно без другого немыслимо, бесполезно и впустую. Однако выход ли – бежать? Шероховатость, неровность картины в ее временами пробивающейся спекулятивности. В медиапространстве сейчас говорят, что страна движется к либеральности не так быстро, как хотелось бы, однако «если десять лет назад подобная музыка вряд ли была бы одобрена, то сегодня получить разрешение гораздо проще». В процессе Q&A зрители также делились собственными наблюдениями и заявляли, что «такие вечеринки сейчас далеко не редкость». Но, конечно, картина – диалог о нечто большем.

04 © eventival.eu

Главное, что делает Майерс для своей картины, как художник, и для мира в целом, как прогрессивно мыслящий человек – создает обширную дискуссию о том, чего люди либо не знают совсем, либо попросту не понимают. Картина, как классический документ, остается незавершенной, оставляя своих героев в пиковой точке истории. Только конечные титры подсказывают нам, что у Ануша с Арашем все хорошо, они остались в Цюрихе и уже успели получить гражданство. Нашли ли они то, что так долго искали? Обрели ли покой? Надеются когда-нибудь вернуться на родину? Когда задавать вопросы действительно хочется, понимаешь – все это было создано не зря.

Маргарита Агаджанян