Библейские пророки в Коране

14 Декабря 2016
754
Библейские пророки в Коране
Фото: fb.ru

В современном мире о религии, в частности об исламе, говорят многие, но в действительности мало кто располагает знанием, позволяющим обсуждать или же осуждать иное вероисповедание. Иногда то, что на первый взгляд кажется диаметрально противоположным, оказывается ближе, чем можно подумать.

Просветительскому онлайн-проекту «Arzamas» неполных два года, но этого с лихвой хватило для того, чтобы завоевать титул лучшей бесплатной площадки для самообразования в сфере гуманитарных знаний, почти сразу. Вы скажете: нет конкуренции – нет смысла говорить о титулах. А я с вами не соглашусь. Отсутствие конкуренции не мешает проекту развиваться, модернизироваться и расширяться во благо людей, неравнодушных к знанию. В самом разгаре очередной проект, выходящий за рамки онлайна, «университет Arzamas»: бесплатные лекции с профессорами высших учебных заведений по теме культур Запада и Востока. Сегодня я поделюсь конспектом лекции увлекательной и по-настоящему неординарной - «Место библейских пророков в исламе» профессора Алексея Журавского.

Ислам и христианство

Фото: turkeyforfriends.com

Ислам – религия мировая, вторая по распространенности. Профессор Журавский в течение всей лекции сталкивает как схожести, так и различия двух главных вер, например, ислам, как и христианство – религия теистическая, то есть предполагает веру в единого Бога как бесконечного личностного начала. Однако, в отличие от христианства, ислам не приемлет идеи о его триединой природе, считая такую догму уступкой многобожию. Также ислам отрицает христианскую догму боговоплощения – Иисус в вере мусульман есть, но здесь он пророк, «избранный, особый, но только пророк». В то же время обе религии авраамические, то есть возводящие себя к вере Авраама, отцу верующих. И, как и в христианстве, ислам – богооткровенная религия, религия священной книги, в которой Бог говорит с людьми, сообщает им о себе. В исламе это Коран, в котором с верующими говорит Бог, только напрямую (а не через пророков или посланников), в первом лице множественного числа – так называемое «множественное величие».

Пророки

В Коране повествуется о 28 пророках, и 24 из них – библейские. Первый из них Адам, последний – Мухаммед. Мусульманам предписано верить во всех пророков, не делая различий между ними. «Пророки призваны изъяснять и исполнять божественные замыслы о судьбах народов и людей» - рассказывает Журавский. Пророки здесь, в Коране – предшественники главного пророка Мухаммеда, подтверждение его правомочности.

Ной

Фото: squarespace.com

Ною (Нух в Коране) принадлежит одно из первых свидетельств ислама: «Нет божества кроме Бога». Говоря о нем, лектор подмечает его схожесть с Мухаммедом. Тот, как и Ной, получает откровение (священную книгу) от Бога. Проповедуя, Мухаммед практически слово в слово повторяет слова Ноя к народу: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Бога, и я не ведаю сокровенного. Я говорю вам, что я ангел, и я следую лишь тому, что ниспослано в откровении». Их обоих считали одержимыми, их споры с соплеменниками – идентичны.

Как и в библейских историях, в Коране Ной наставляет на приобретенную им истинную веру, но тщетно – народ не слушает его и не верит. Тогда Ной взывает о помощи к Богу, в ответ тот «низвергает воду с небес и земли» - потопляет народ, Ной же спасается в «постройке из досок и гвоздей» (в более поздних сурах – в ковчеге), а после со своей семьей становится родоначальником послепотопного человечества. Здесь, однако, существуют некоторые расхождения. Причина потопления земли в Библии – человечество, погрязшее в грехах, развращенное. В Коране же потоп касается только неверующих, ведь те, ослушавшись Ноя, ослушались и Бога. В Библии на ковчеге Ной спасает всю свою семью. Во время потопа в Коране погибает один из сыновей Ноя, и даже жена, распространявшая слух о его невменяемости, пожинает ту же судьбу. История Ноя стала первым звеном во многих подобных сюжетах: народах, не поверивших своим пророкам и жестко за это поплатившихся.

Авраам

Фото: wikipedia.org

Аврааму, в откровении мусульман носящему имя Ибрахима, в Коране отведена особая роль, он – отец верующих, эталон мусульманской веры, единобожник. Мухаммед приходит к своей вере, идентифицирует ее именно с помощью него. В Коране говорится, что Авраам просил Бога о пророке для арабов – еще одна предпосылка и связь его с появлением пророка Мухаммеда. Мусульмане едины с Авраамом не только по вере, но и по крови – считается, что они произошли от сына его, Измаила, рожденного от Агари, рабыни Сарры (Сарра – жена Авраама).

Авраама с Богом связывали особые отношения: в Коране говорится, что тот был ему единственным другом. Единственный же смел он и спорить с Богом. Здесь заключается еще одно расхождение с Библией – в Ветхом Завете пророки часто вступали в спор с Богом, в Коране же подобное мог позволить себе только Авраам. Такое случается лишь однажды, когда Авраам защищал народ Лота от Божьей кары.

В Коране есть история, причудливо схожая смыслом с другой, изложенной в Мидраше. Однажды, потеряв надежду убедить соплеменников в своей вере, Авраам разбил всех идолов и обвинил их в поклонении бессловесным образам. Люди пришли в бешенство и решили бросить Авраама в пылающий огонь, но Бог спас его, сделав огонь прохладным. Сцена приношения в жертву сына Авраама, многим знакомая, также сходна в Библии и в Коране, однако в последнем ей уделяется всего несколько аятов, и вместо Исаака Бог выбирает в жертву Измаила.

Моисей

Фото: usna.edu

В Коране, как и в Библии, Моисей – пророк, что говорил с Богом «лицом к лицу» (Библия) и «как говорят» (Коран). В Коране Моисею посвящено самое большое количество аятов – 502. Образ Моисея стал прообразом, прототипом для Мухаммеда.

История противостояния Аарона и Моисея против египетских волхвов, где посохи превращаются в змей, но посох Аарона поглощает посохи волхвов, рассказана в Библии достаточно коротко. Напротив, в Коране эпизод упоминается трижды, описан очень подробно и существенно изменен. На месте Аарона здесь Моисей (Муса в Коране), а после поглощения посохов волхвы исповедуются и покоряются вере Моисея, чего не происходит в Библии. Излюбленная тема в миниатюрах для мусульман – большая змея-посох Моисея поглощает маленьких.

Профессор Журавский говорит: «Призвание Мухаммада реализуется в Моисе­евой пророческой парадигме: Мухаммад действует так же, как действо­вал Моисей; их призвания, их мис­сии идентичны. Так, о Мухаммаде говорится: «Истинно, Мы по­сла­ли к вам послан­ника свидетелем против вас, как посылали послан­ника к Фараону» (Коран 73:15).»

Границы наших предубеждений

«Рассказы о библейских пророках в Коране в чем-то совпадают с библейскими, иногда незначительно отличаются, а порой принципиально с ними расходятся. Так кораническое вероучение, с одной стороны, подчеркивает свою преем­ственность вере иудеев и христиан, а с другой, отстаивает свою само­бытность», - говорит профессор Журавский. Основная идея такого наблюдения заключается в самой сути процесса – в межрелигиозном диалоге. Такой диалог в настоящее время, время человека мира, человека-космополита, становится одним из самых важных. Ведь что такое границы? Границы только в наших предубеждениях и стереотипах.

Маргарита Агаджанян