Дело Кирилла Серебренникова: у каждого свои правды

7 Июня 2017
612
Дело Кирилла Серебренникова:  у каждого свои правды
© alldaynews24.ru

Две недели назад общественность всколыхнул очередной раунд битвы «Правительство Vs. Культура», фигурантом которого на этот раз стал один из лучших режиссеров нашей страны и, по совместительству, художественный руководитель самого модного столичного театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников. История вышла довольно-таки неоднозначной и весьма насыщенной героями – к слову, один из них сам Президент России.

Главное

Ранним утром 23 мая в здании «Гоголь-центра» прошли обыски – вооруженные люди собрали сотрудников театра в большом зале, отобрав у них телефоны. Помимо этого, обыск прошел в квартире Кирилла Серебренникова, художественного руководителя театра, и все это – без решения суда. Позже причиной подобного допущения в СК объявили «условия, не терпящие отлагательств» (в таком случае обыск возможно проводить по решению следователя – прим. КН). Какие именно условия оказались столь безотлагательными, не сообщалось.

По прошествии некоторого времени в прессе появились более определенные факты: причиной обысков стало дело о хищении бюджетных денег, выделенных в 2011 году компании «Седьмая студия» в рамках проекта «Платформа». В официальном заявлении фигурирует сумма в размере 200 миллионов, по факту хищения проходит 66,5 миллиона рублей.

Справка

«Седьмая студия» - труппа, сформированная из бывших учеников Серебренникова, выпускников его курса школы-студии МХАТ, и превратившаяся в добротный самостоятельный театральный проект. Основателем организации является сам режиссер.

«Платформа» - также проект Серебренникова, программа, профилирующаяся на экспериментальном жанровом совмещении разных видов искусства, которая стартовала в 2011 году. Финансирование поступало через различные источники в лице государственных программ по поддержке инновационных практик в искусстве.

02 © tumblr.com

Позже сообщалось, что бывший директор «Седьмой студии» Юрий Итин был оставлен под домашним арестом, а бухгалтер компании Нина Масляева –задержана и арестована. Серебренников проходит по делу как свидетель, однако количество белых пятен в истории заставляет серьезно задуматься об истинных ролях фигурантов.

Во время всех происшествий – обысков, допросов и задержаний, перед зданием «Гоголь-центра» разворачивалось нешуточное противостояние между защитниками и противниками Серебренникова. Помимо членов постоянной трупы театра и поклонников творчества в защиту режиссера также выступали известные медийные личности. На входе перед театром Чулпан Хаматова прочитала для собравшихся письмо, подписанное Олегом Табаковым, Евгением Мироновым, Марком Захаровым, Сергеем Гармашем и многими другими деятелями искусства, текст которого публикуется ниже.

03 © rus-news.ru

«Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра «Гоголь-центр» потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренников — один из самых ярких современных российских режиссеров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всем мире. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском.

Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование, и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова...».

На следующий день после обысков, во время вручения государственной награды актер и худрук Театра Наций Евгений Миронов передал это письмо Владимиру Путину, коротко побеседовав с ним о происшествии. Реакция Путина была достаточно емкой: в ответ на возмущения Миронова в отношении грубых обысков он ответил «да дураки». Занавес.

04 видеоновости.ру.jpg

Чья хата с краю

В этом деле тяжело определить явно выигрышную сторону – в каждом за и против множество противоречий. У Серебренникова и его соратников свои правды – на волне успеха малых проектов режиссера прежний министр культуры города Москвы Сергей Капков выбрал его на пост худрука будущего Гоголь-центра, как говорится, безальтернативно. Причем, при смене художественного руководителя в театре оставалась прежняя актерская трупа, возмущенная такой резкой и безотлагательной рокировкой. В своем интервью Сulttrigger Евгения Шерменева рассказывает, что долгое время Серебренникову приходилось платить оклад людям, фактически не работающим и каждодневно бастующим против нового руководства, а в постановках работать с артистами по срочным контрактам. Серебренников в разы перевыполнял планы по ежегодным премьерам, в бесконечной погоне не за растратами, но за искусством. За это время театр приобрел популярность космического масштаба, создавая свой контент, исключительный и неповторимый.

В красивой истории, тем не менее, есть множество зияющих дыр. Одна из самых больших – заявление назначенного адвоката в готовности дачи признательных показаний и всяческого содействия следствию главным бухгалтером Нины Масляевой, цитата «Я готова на все, лишь бы меня отсюда выпустили» и скоропостижным отказом от признания после. В издании Republic, освещавшем протокол допроса бухгалтера, печатается история об обналичивании денег посредством теневых фирм, часть которых принадлежала некоему Синельникову, у которого, как уточняет Republic, Серебренников заказывал декорации практически на 3 миллиона. Причиной своего ухода Масляева и вовсе указывает свое несогласие сводить теневую и «белую» бухгалтерии.

05 © ria.ru

Не в пользу Серебренникова выступают и всплывающие сообщения о кризисном положении «Гоголь-центра» в апреле 2015 года – тогда Анастасия Голуб, на тот момент директор театра, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер, сообщает РБК. В то время такое положение объяснялось отсутствием поддержки со стороны департамента культуры в аренде выездных площадок во время капитального ремонта здания театра. Сумма убытков тогда составила около 12 млн рублей.

Версий кто, по какой причине и почему – великое множество. Кто-то грешит на бывшего министра Капкова, обворовавшего бюджетный фонд и сбежавшего за границу, оставив отдуваться за все своего ставленника Серебренникова. Другие уверенны, что вся эта история – очередная подстава человека с активной политической позицией, в своем творчестве неоднократно прибегающего к ультрановаторству, затрагивая множество щекотливых тем. Прямо скажем, традиционная верхушка власти уже не в первый раз выступает мучителем-душегубом художников и творцов, и для общественности несправедливость их обращения – уже аксиома.

06 © ria.ru

Но не выходит ли так, что люди искусства, осознавая силу общественного мнения, пользуются своим правом неприкосновенности искусства в личных целях? Может ли вся эта история быть прецедентом великолепного обмана, благодаря которому виновник останется безнаказанным? Хочется напомнить, что Кирилл Серебренников проходит по заведенному делу свидетелем, хотя, по существу, является основателем «Седьмой студии». Свидетелем он так и останется. А вот насколько это будет справедливо – большой вопрос.

Маргарита Агаджанян