Год российского кино: казнить нельзя помиловать

3 Февраля 2017
409
Год российского кино: казнить нельзя помиловать
Фото: imax.com

Год российского кино позади, и мы готовы оценить его плоды и последствия.

Киноголики России, что каждый киносезон мечтают о поднятии отечественного синематографа с колен, явлению Года российского кино придавали несколько большее значение, чем, быть может, стоило. Оптимисты рук, возможно, не опустят, а вот реалисты всерьез задумываются, к чему ведет нас то, что, собственно, у руля.

Для начала стоит оговорить важный момент: Год российского кино больше общественная акция, чем официальный государственный проект. Несомненно, широкомасштабные мероприятия под его эгидой административными органами также проводились, но это не главное: фестивали, маленькие и большие, киноночи и повсеместные лектории и без того состоялись бы, спасибо неравнодушным и к кино причастным. Из масштабного главными событиями года кино-2016 стали, пожалуй, создание более 450 кинозалов в малых городах России и начисление безвозвратных субсидий в пользу крупных киностудий. В остальном Год российского кино, скорее, информационный шум от главного патриота отечественного кино, удачное стечение обстоятельств и средоточие сомнительных достижений.

02 Фото: i.vimeocdn.com

На пресс-конференции, приуроченной к киноитогам, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский гордился тем, что за год, благодаря отечественному кинопрому собрано около 8,6 млрд рублей – рекордная сумма за период с 1991 года. При сравнительном анализе, однако, цифры уже не кажутся столь феноменальными. Случайно или нет, но 2016 стал годом крупномасштабных блокбастеров: тут тебе и «Экипаж» Николая Лебедева, ностальгическая картина с ведущими актерами старого и нового поколений в главных ролях, собравшая весьма солидную сумму в прокате; «Ледокол» Хомерики и «Дуэлянт» Мизгирева, адептов авторского кино, рискнувших сделать первые шаги в кино коммерческом, однако разочаровавшие кассовыми сборами своих продюсеров. Стоит упомянуть, что финансирование таких крупных проектов проходило задолго до анонса Года кино, и неизвестно, соизмерим ли заработок вышеупомянутых картин (и множества других) реально произведенным затратам. В сравнении с заработками предыдущих годов сумма и вовсе не кажется значительно возросшей. Например, в 2013 году сборы за год уже составляли 8 миллиардов, хотя количество выпускаемого контента году прошедшему явно уступает.

03 Фото: tmdb.org

Процентное соотношение доли русских фильмов к иностранным увеличилось, но, как и в случае со сборами, перемены незначительны: вот уже многие годы цифра колеблется около 18%, по итогам 2016 года показатель вырос на полпроцента (увы). Все на той же пресс-конференции Мединский подчеркивает: «Мы специально не посчитали «Викинга», премьера которого была в прошлом году. Если бы мы устраивали с вами статистические хитрости, мы бы подсчитали «Викинга» и получили процента 23 легко. Но мы очень честные. Поэтому «Викинг» мы посчитаем в следующем году». Каким бы честным не называл министр себя и подчиненный ему аппарат, хитрости все же имели место быть. Ни для кого ни секрет, что «Викинг» может похвастаться чудовищными финансовыми вложениями и статусом настоящего долгостроя: на картину было потрачено около 1,2 миллиарда рублей, а производство в общей сложности заняло 7 лет. Для выхода в прокат кинокартине подобрали как нельзя удачное время, а именно: а) новогодние праздники, б) абсолютное отсутствие альтернативы.

Многие из нас отдали кровно заработанные на заветный билет только лишь по одной причине – в кино пойти хотелось, а кроме «Викинга» смотреть было совершенно нечего. Мединский при этом утверждал, что была жесткая конкуренция в прокате, вызванная «практически одновременным» выходом Звездных Войн. Но постойте, разве эти две картины не разделяли целых две недели? О какой жесткой конкуренции в таком случае может идти речь? Но людей можно понять. Как-то же нужно было окупаться.

04 Фото: film.ru

Протекция российского кинематографа, или, проще говоря, активное вмешательство государства в прокатные истории уже сейчас является чем-то само собой разумеющимся. «Надо раздвигать время для отечественных кинопремьер. Пока мы раздвигаем время для наших лучших и наиболее перспективных фильмов. Мы и дальше будем системно это делать. Мы не позволим, чтобы 12 апреля, в День космонавтики, когда у нас несколько отличных фильмов сделано, этот день занимали какие-нибудь очередные „Три икса 29“. У нас не так много таких светлых дат в нашей истории»,— говорит Мединский. Но это еще что! Управляющий директор государственного Фонда кино Малышев предложил, внимание, увеличить сумму госпошлины на прокат иностранных фильмов в 1400 (!) раз. В настоящий момент госпошлина при получении прокатного удостоверения составляет 3,5 тысячи рублей, а это значит, что новая сумма составит около пяти миллионов рублей. По словам Малышева, такая мера «позволит очистить прокат от заметного числа иностранных фильмов низкого качества», увеличив число сеансов для российского кино. По данным, предоставленным порталом "Медуза", сообщается, что идея активно лоббируется Мединским.

В социальной сети Facebook между тем состоялась короткая переписка между Сэмом Клебановым, известным деятелем киноиндустрии, дистрибьютером, и самим Антоном Малышевым (дискуссия находится в публичном доступе). Клебанов обратился к Малышеву с утверждением, что такие фильмы, как «В центре внимания» («Оскар» за лучший фильм года), «Капитан Фантастик» (награда Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, категория «Особый взгляд») или «Я, Дэниэл Блейк» (Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля) в случае такого повышения стоимости прокатного удостоверения либо совсем не окупятся, либо едва покроют затраченные на них расходы. Малышев ответил, что фестивальное кино такие изменения не коснутся, а подобные меры относятся только к иностранным фильмам низкого качества, что «препятствуют развитию российского кинематографа». Кто и каким образом будет определять, какое кино достойно, а какому придется платить пять миллионов, а также как 2,5% от проката мешают развитию отечественного кино, уточнено не было. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, единственный из госаппарата, к счастью, вспомнил, что «наряду с необходимостью всяческого продвижения отечественного кинематографа нужно все-таки ставить во главу угла интересы зрителей-россиян».

05 Фото: promesta.ru

Пока все происходящее выглядит более чем тревожно. В век толерантности и свободы выбора на отечественном рынке кинопроката все более отчетливо вырисовывается перспектива цензуры и активного навязывания внутреннего продукта, к слову, не всегда соответствующего высоким меркам качества, обнаружившимся у министерства культуры. Но что вообще говорить о стране с богатейшей культурой кинематографа, в которой более 10 лет у Государственного центрального музея кино не было собственного помещения? Правда, в этом году наконец запланировано его открытие в одном из павильонов ВДНХ: шесть станций метро от центра Москвы и пешком от метро еще минут 20. А когда-то главный музей кино страны располагался в одном из центральных районов столицы. Вот и делайте выводы. Какие патриоты, такие и дела.

Маргарита Агаджанян