История азербайджанского кино: впечатления на все времена

9 Ноября 2016
644
История азербайджанского кино: впечатления на все времена
Фото с сайта arki.az

Порой что-то значимое ускользает от твоего внимания. Это грустно. Но только поначалу. Потому что после, открыв для себя эту выпавшую страницу, не нарадуешься находкам. Сегодня речь пойдет о моей находке: чудесном и таком разном азербайджанском кино, о вечном споре, сколько же ему на самом деле лет, о картинах, заслуживающих самого пристального внимания. А если в двух словах: речь пойдет о том, как важно уметь что-то делать просто хорошо.

Так 100 или больше?

Вопрос летоисчисления азербайджанского кинематографа – один из самых загадочных. Существуют две версии. Первая, официальная в настоящее время, гласит: 2 августа 1898 года бакинский фотограф французского происхождения А.М. Мишон в театре-цирке Василия Вятского устроил первый показ своих работ, снятых на люмьеровскую камеру. На суд публики была представлена повседневность жизни в различных сюжетах: «Пожар штангового фонтана в Биби-Эйбате», «Штанговый фонтан в Балаханах», «Общенародное гулянье в муниципальном саду», «Лавровая пляска», юмористическая кинозарисовка «Попался». В 1900 году Мишон показал эти работы на всемирной выставке в Париже, также не без успеха, где они и сохранились. Два сюжета из архива кино Франции – «Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханах» в 2001 году были возвращены в Баку. В тот самый августовский день в театре, буквально на глазах у зрителей, родился азербайджанский кинематограф, и с того же 2001 указом президента республики Гейдара Алиева 2 августа стало днем азербайджанского кино. Красивая и складная история.

Вторая версия принадлежит члену гильдии киноведов и кинокритиков России Ульви Мехти, и против существования версии номер один он настойчиво возражает. По словам Мехти, кинематограф берет начало с производства фильма Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» (экранизации комедийной постановки, которую, к слову, еще два раза переснимут), ставшего первой игровой лентой. Как считает киновед, историки попросту «…придумали какую-то дату, которая вне логики и вне понимания, решили переписать историю кинематографа и начать ее от фотографа Мишона». Кто прав, кто виноват, по прошествии более ста лет судить сложно – у обеих версий есть свои сторонники и противники.

У кого же пальма первенства?

Фото с сайта 1news.az

С пальмой первого игрового фильма тоже не все так просто. В большинстве источников указывается вышеупомянутый «Аршин Мал-Алан», однако, есть еще одна картина, претендующая на звание оного, – «В царстве нефти и миллионов». Его предыстория такова: в 1915-ом году в Баку, Тифлисе и еще нескольких городах братьями Пироне были созданы конторы кинопроката. В то же время были начаты съемки фильма "В царстве нефти и миллионов" по одноименному роману М. Мусабекова и первой азербайджанской кинокомедии на основе оперетты У. Гаджибекова "Аршин Мал-Алан". Съемки финансировали нефтяные промышленники (киноиндустрия развивалась во многом благодаря выделяемым ими средствам), и для работы был приглашен режиссер Б.Н. Светлов из Петербурга. Однако какая из картин была создана первой, остается неясным, мнения здесь снова расходятся. В обоих фильмах был задействован актер драматического театра Гусейн-ага Араблинский. В одном из интервью Ульви Мехти рассказывает ужасную историю о том, что родственники убили его за решение предстать на сцене в женском образе: в платье, в парике и гриме (в то время женщинам не разрешалось выходить на сцену - М.А.). Мехти называет его первым «героем азербайджанского кино». Не поспоришь: герой – в лучших традициях Шекспира! В 1919-ом году состоялся еще один дебют: был продемонстрирован первый документальный полнометражный фильм "Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана".

Однако загадки и тайны не стали подножкой для развития азербайджанского кинематографа, к тому же стойкое экономическое положение позволяло индустрии совершенствоваться в нужном темпе.

Разнообразие тем и жанров

В 1920 году, после установления в республике советской власти, все кинопредприятия были национализированы. 1922 год стал днем рождения первой кинофабрики – предшественницы сегодняшнего «Азербайджанфильма». При ней была организована студия по подготовке национальных кадров, приглашались известные кинорежиссеры. Советский период стал самым продолжительным и одновременно самым ярким периодом азербайджанского кино. Множество картин, выпущенных за шестидесятилетнюю историю Азербайджанской ССР, признаны шедеврами, их отличает тонкий национальный колорит и то, что называют народным духом. Расскажу о самых значимых работах того времени, определяющих развитие национального кино.

Первая картина, о которой пойдет речь, – «Легенда о девичьей башне», двухсерийный художественный фильм 1924 года В. Валльюзека. В основу фильма положена известная легенда о ширваншахе, влюбившемся в свою дочь и возжелавшем жениться на ней. Узнав об этом, девушка спрыгнула с башни в Каспийское море. По утверждению кинокритиков, технически и сюжетно фильм был сделан из рук вон плохо, что абсолютно не помешало ему собрать внушительную кассу со зрительской любовью впридачу. «Севиль» - еще одна интересная работа кинематографистов 20-х, поставленная по пьесе драматурга Джафара Джабарллы, основателя школы сценаристов Азербайджана и известного борца за права и свободы. Картина, повествующая о женщине, борющейся за свою свободу в тяжелой жизненной ситуации, как и первоисточник, призывала женщин стремиться к лучшей жизни, что само по себе поразительно для того времени.

Фото с сайта 1news.az

«У самого синего моря» 1935 года стал первой звуковой лентой Азербайджана. Фильм был снят в соавторстве Бориса Борнета и Самеда Марданова - первого профессионального азербайджанского режиссера, ученика великого Сергея Эйзенштейна. Светлая, поэтическая картина повествует о двоих друзьях, Алеше и Юсуфе, попавших в шторм на Каспийском море и спасшихся благодаря рыбакам ближайшего острова. На острове друзья становятся соперниками, влюбившись в дочку рыбака Машеньку. Лента входит в коллекцию лучших фильмов многих деятелей кино, известный режиссер Отар Иоселиани назвал фильм «драгоценным камнем, памятником жизни, любви, радости и верности». Самед Марданов оставил еще один фильм-наследие, «Кяндлиляр» (Крестьяне), также ставший одним из ярчайших событий 30-х годов. К сожалению, своей работы режиссер на экране так и не увидел – его жизнь трагически оборвалась в возрасте 29 лет. Историко-революционная лента о борьбе против помещиков и мусаватистов по праву является одним из лучших творений азербайджанского кино того времени.

В пору Великой Отечественной войны азербайджанские кинематографисты много работали над кинохроникой, снимали на фронте и без устали монтировали ленты для поднятия боевого духа солдат. До нас дошли упоминания о таких картинах, как «Сын отечества», «Бахтияр», «Подводная лодка Т9», киноочерках «За родину», «Братская помощь».

В 1945 году на экраны выходит вторая по счету экранизация музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан», снискавшая огромную популярность и Государственные премии СССР. Режиссеры Рза Тахмасиб и Н. Лещенко создали по-настоящему народную комедию, пронизанную чистым, искрящимся жизнелюбием, сохранив при этом национальный колорит. Как ни странно, критика приняла фильм, ставший фаворитом у зрителя, без подобного восторга.

В 50-е выходит еще одна знаменитая комедия – «Не та, так эта», также снятая по произведению Гаджибекова. История о богатом бакалейщике, мечтающем жениться на дочери проигравшегося в карты бека. Девушка любит другого и равнодушна ко всем уговорам и уловкам бакалейщика. Жанр комедии полюбился отечественному зрителю, и кинематографисты продолжали работать в этом направлении.

Фото с сайта news.az

В 1958 году на экраны выходит фильм «Мачеха» - пронзительная драма о мальчике, чей отец женится на другой женщине. Фильм препарирует сложные отношения мальчишки-задиры и новой, чужой женщины в его жизни, мачехи. Эксперименты в жанре драмы продолжаются, и в 1961 году режиссер Л. Сафаров снимает «Историю любви», снова обращаясь к народному эпосу. В основу лег дастан «Лейли и Меджнун», история трагической любви между поэтом-бедуином Каисом и красавицей Лейли. Отец Лейли отказал Каису в просьбе взять ее в жены – порядок племенного строя предназначил ее для другого мужчины. Вскоре Лейли умирает, будучи в браке, а Каис до конца своих дней бродит по пустыне, читая стихи о своей любви к ней, получив прозвище Меджнун Лейли – «сведенный с ума Лейли».

Говоря о жанре романтической драмы, нельзя не упомянуть изумительный «День прошел» 1971 года – тонкую историю о несбывшейся любви, о двух людях, мужчине и женщине, рядом, но не вместе. Нарочито черно-белая, картина навевает мысли об еще одной, грустной и печальной, великой истории любви французского режиссера Алена Рене «Хиросима, моя любовь». Всем мечтательным поклонникам французской новой волны очень рекомендую этот, один из обаятельнейших азербайджанских фильмов.

В 60-е выходит пронзительная драма о времени Великой Отечественной войны – «Хлеб поровну» о мальчишке, что потерял карточки на хлеб, но не пропавший в беде благодаря своим друзьям. Еще один заметный проект тех лет – лента «В этом южном городе», положившая начало развитию жанра остросоциального кино о столкновении старого и нового, обычаев и предрассудков со все наступающей модернизацией.

О каспийских нефтяниках

Каспийские нефтяники нередко становились героями азербайджанского кино. В 1944 был снят полнометражный документальный фильм «Каспийцы», рассказывающей об отваге и героизме каспийских моряков. Известный советский режиссер Р.Л. Кармен на базе Бакинской киностудии создал фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953) и «Покорители моря» (1959), удостоившиеся Ленинской премии и продемонстрированные на Каннском фестивале, где их отметили как «лирические и подчеркивающие личность рабочего человека».

Фото с сайта news.az

70-е годы подарили картину «Насими», о великом поэте Сеиде Имадеддине, выступавшем против социальных проблем и несправедливости, краеугольным камнем веры которого был человек. Фильм потрясает живостью и натуральностью происходящего, воплощая историю мятежного духа, оставляя глубокое впечатление у зрителя. Одна из тех картин, что стала для меня настоящей находкой. Настоятельно рекомендую обратить на нее внимание тем, кто еще не видел этот незаслуженно забытый шедевр советского периода.

В 1980 Расим Оджагов, создатель уже упомянутого фильма «В этом южном городе», продолжает работать с жанром социального кино, и в прокат выходит «Допрос». Уже в наше время мы смотрим его как классическую, каноническую социальную драму. Главный герой рискует оборвать свою жизнь, взяв на себя вину за преступление, которого не совершал. Следователь, занимающийся этим делом, понимает, что подсудимый – лишь прикрытие для более могущественных чинов. Перед зрителем разворачивается настоящее противостояние, исход которого непредсказуем.

Ярчайшие звезды кинонаследия Советского Союза, многие из этих фильмов остались незаслуженно забытыми. Если после моего рассказа у вас появилось желание их посмотреть – обязательно это сделайте.

Киношная независимость

Фото с сайта day.az

Развал СССР, несомненно, нанес удар по экономике кинопроизводства, и после провозглашения независимости республики фильмы стали выпускаться реже. Тем не менее, о фильмах того периода есть что рассказать.

90-е стали дебютом азербайджанского кино на мировой арене. Первооткрывательницей стала лента «Яраса» 1995 года выпуска. Неожиданно светлая ода киноискусству, снятая в добрых традициях европейского кинематографа, картина получила множество наград и упоминаний от различных кинофестивалей – еще одно приятное открытие для заядлого кинолюба. В 1996 картина «Чужое время» получает две награды на мадридском фестивале. В 2009 фильм «40-я дверь» удостаивается премии как лучший иностранный фильм в Хьюстоне, воплощая собой постмодернистскую драму высокого уровня. В настоящее время азербайджанские кинематографисты сотрудничают с профессионалами различных стран, участвуя в международных проектах. Пользуется успехом и вызывает большой интерес со стороны международных критиков азербайджанское документальное кино. Правительство оказывает поддержку индустрии: была принята государственная программа развития азербайджанского кино на 2008-2018 годы, а в 2012 была учреждена Гильдия продюсеров Азербайджанской Республики.

Вместо заключения

Фото с сайта i.haqqin.az

Азербайджанский кинематограф – в первую очередь история о том, как важно творить кино ради искусства, но не ради славы. Смелости, с которой создавалось его наследие, можно только позавидовать. Прекрасные азербайджанские картины советского периода не вошли в золотой фонд бывшей страны Советов, их не крутят по телевидению на праздники. Но кто еще может похвастаться таким разнообразием жанров? Отвагой, с которой режиссеры, сценаристы и операторы брались за совершенно новый для себя материал, совершали ошибки, но пробовали, пробовали и создавали очень чуткое кино? И, может быть, именно об этом стремлении можно сказать: большое видится на расстоянии.

Маргарита Агаджанян