История казахстанского кино: через тернии - в надежде на звезды

26 Октября 2016
992
История казахстанского кино: через тернии - в надежде на звезды
Фото с сайта im6.asset.yvimg.kz
Казахстанское кино сегодня стоически и с надеждой смотрит в будущее, не смотря на то, что немало было горестей и бедствий, взлетов и падений. Сложностям, которые пришлось пережить за последние 90 лет деятелям казахского кинематографа, тем не менее, не удалось сломить их духа и хоть сколько-нибудь умалить стремления творить и создавать кино, быть к нему причастным.

Первые шаги

Несмотря на то, что первый сеанс в Казахстане состоялся в 1910 году, дата эта отнюдь не указывает на начало распространения кинематографа повсеместно. Экономическая отсталость края и слабое развитие различных инфраструктур в то время не благоволили к скорой активизации. Точкой отсчета отечественного кинопрома принято считать 1925 год. В это время произошло 2 значимых «отправных» события: создание первой кинохроники, посвященной V съезду Советов Республики, а также первый документальный фильм о Казахстане, «Годовщина существования КазССР». Именно с той поры кинематограф начал постепенно обретать свою нишу и заинтересовывать народ, становясь диковинным развлечением.

В 1929 была создана первая киностудия в городе Алма-Ата – производственное отделение Всероссийского треста «Востокфильм», занимающееся выпуском кинохроник. Однако, киностудия проработала недолго, была закрыта и перевезена в Москву уже в 1931, причиной чего стали техническая отсталость и нехватка материала для работы, в частности сценариев, ну и конечно, специалистов. Спустя три года была основана студия кинохроники, снова в Алма-Ате. Кино приживалось долго и трудно.

Все изменилось в 1939 году, когда на экраны вышел первый художественный казахстанский фильм – «Амангельды», снятый на Ленфильме. Возможно, говорить в его отношении «первый» неправильно, ведь до этого на казахстанском материале уже снимали фильмы, такие как «Мятеж» (экранизация романа Фурманова), «Вражьи тропы», «Джут». Однако именно «Амангельды» был полноценным плодом творчества казахстанских деятелей кино и положил начало истории кино художественного. То было событие крупнейшего масштаба, лента с поистине народным духом, как нельзя подходящая на роль первооткрывателя. Существует добрая казахская легенда, гласящая, что люди выходили из кинозала после сеанса и тут же становились в очередь за билетами на следующий. История революционера, руководителя восстания и борца за советскую власть стала народной любимицей и заняла особое место в летописи кино Казахстана.

Фото с сайта kino-teatr.ru

Годы Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны студии «Мосфильм» и «Ленфильм» вместе с главными профессорами московского ВГИКа были эвакуированы в Алма-Аты, и, фактически 80% художественных фильмов СССР, документальных и документально-игровых лент выпускались на базе этой новой, совместной студии под названием «ЦОКС». Для развития казахстанского кино это стало золотым билетом, ведь самые маститые советские метры, работавшие в главных киностудиях 2 столиц, трудились рядом с молодыми и неопытными, но жадными до знаний казахскими кинематографистами ради общей цели. За годы войны на студии «ЦОКС» было создано немало шедевров советского кино, таких как «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, и «Радуга» Марка Донского, не пренебрегали и казахской тематикой: «Батыры степей» на основе фольклорной истории о бойце Курегене, «Белая роза», где в главной роли снялся тогда молодой Шакен Айманов, одна из важнейших фигур казахского кинематографа. Тот неоценимый опыт, что смогли получить казахстанские кинематографисты, наблюдая и участвуя в создании шедевров, несомненно, сыграл определяющую роль в дальнейшем развитии кинематографа.

После войны

После окончания войны московская и ленинградская студии вернулись в свои города, казахстанская же сменила название на «Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов» и продолжила работу, с багажом так недостающего прежде опыта. Производство сумело наладиться, и в годы советского Казахстана было снято немало прекрасных картин.

Первый по-настоящему успешный проект амаатинской студии – лента «Джамбул», повествующая «о прославленном казахском акыне, в чьей судьбе отражены великие преобразования в жизни казахского народа после победы революции», снискала свою долю признания в прокате Союзных Республик. Здесь снова блистает Шакен Айманов, в это время уже бесспорная звезда казахского кино, исключительный талант которого создал незабвенный образ столетнего Джамбула, ставший «эталоном национального характера».

Фото с сайта kino-teatr.ru

Особенно ярко индустрия заиграла к шестидесятым, не даром прозванным «оттепелью», во времена, когда деятели кино стали опытнее в работе и смелее в желании сказать, а не промолчать. Да, кино не только в Казахстане, но и во всех Советах по-прежнему было скованно режимом, и ленты, созданные в то время, были ограничены в сюжетах, в изображаемых персонажах и в дозволенности тем. Однако, как возможно уже подметил читатель, работая в каких бы ни было рамках, людям искусства вопреки режиму удается создавать невероятно сильные работы. В 1963 был выпущен фильм «Сказ о матери», пронзительная история о женщине, потерявшей на войне единственного сына, которая не смогла оставить равнодушной ни единой души. Для многих зрителей лента стала поучительным уроком о том, что жить, а не выживать, стоит хотя бы ради для тех, кто покинул нас, защищая этот мир.

Еще одна удивительная картина на военную тематику того времени – «Земля отцов» Шакена Айманова (тогда выступавшего уже в качестве талантливого режиссера). Лента, повествующая о пути аксакала в неведомую ему русскую деревню, чтобы привезти на родную землю прах погибшего сына, являла собой своего рода символистскую притчу, чьей главной идеей являлось общее народное единство. Картина мудро совмещала в себе классический советский фильм и глубокий манифест о том, что на земле нет и не может быть границ. Шакен Айманов стал одним из лучших режиссеров своего времени, почти каждая его картина имела огромный народный успех. Секрет его успеха, очевидно, заключался в самоотверженной любви к кинематографу и к искусству как таковому. Помимо киноактера и режиссера, Айманов был большим театральным актером и постановщиком, сценаристом и оператором, целиковым человеком искусства.

В те же шестидесятые в Казахстане было положено начало мультипликации – дебютом стал мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками». В годы «оттепели» наконец начинала проявляться самобытность и аутентичность казахского народа в киноработах, что привлекало и заинтересовывало зрителей по всему миру.

Еще 5 фильмов того времени, достойных внимания:

Фото с сайта the-steppe.com

1.       Девушка-джигит, 1955, реж. Павел Боголюбов

2.       Наш милый доктор, 1957, реж. Шакен Айманов

3.       Меня зовут Кожа, 1963, реж. Абдулла Карсакбаев

4.       Конец атамана, 1970, реж. Шакен Айманов

5.       Транссибирский экспресс, 1977, реж. Эльдор Уразбаев

Казахская новая волна

Время перестройки во многих республиках Советского Союза стало временем радикальных перемен, глотком живительной свободы, когда идеологические устои не преминули изменяться согласно переменам в политике. Кинематограф не стал исключением, и те явления, что произошли с казахстанским кино того времени, принято считать казахской «новой волной».

Фото с сайта lclc.uic.eduФото с сайта fresher.ru

Новая волна, независимое и смелое кино, подарила нам такие нетленные шедевры как «Игла» Рашида Нугманова, «Конечная остановка» Серика Апрымова. Знаменитые выпускники студии Сергея Соловьева, режиссеры того периода, как никто другой точно попали в струю своего времени. 1989 год принес казахстанским режиссерам первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента “Прикосновение” (реж. Аманжол Айтураев) была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, “Волчонок среди людей” Талгата Теменова – во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера “Влюбленной рыбки” (Абай Карпыков) состоялась в Нью-Йорке. 

Как ни удивительно, рассвет кинематографического искусства Казахстана сопровождался постепенной убылью производительности киностудий, и во время распада Советского Союза Казахстан переживал тяжелейшую ситуацию в связи с отсутствием какого-либо финансирования этой отрасли внутри страны. Некоторые фильмы простаивали незаконченными годами, другие состояли на частичном или полном финансировании зарубежных стран. На фоне подобных, достаточно драматических событий, в середине 90-х картина Дарежана Омирбаева “Кардиограмма” шла во Франции в прокате два месяца и обошла всю Европу, хотя финансирование от государства в тот год получала другая картина, двухсерийная «Абай», что говорит о сохранении понятия госзаказа и нежелания содействовать талантливым работам. “Жизнеописание юного аккордеониста” Сатыбалды Нарымбетова удостоено шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии, “Фара” Абая Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале. И все же, производство снижалось с катастрофической скоростью, и к 2001 цифра приблизилась к одному фильму в год, частные киностудии возникали и исчезали, государственная получала ссуды мизерных размеров. Множество известнейших казахстанских фильмов могло не состояться, если бы финансированием не занимались зарубежные компании.

Казахстан наших дней

Фото с сайта avatars.mds.yandex.netФото с сайта filmix.net

В наши дни киноиндустрия в Казахстане все в том же резонансе: вкладываться в производство невыгодно, фильмы не окупаются и зрителя своего находят крайне редко. Однако, находятся достойные авторы, которых не останавливает подобная ситуация, те, что готовы брать все в свои руки и менять. Благодаря заметному кассовому успеху «Войска Мын Бала», и зрительскому «Сказа о розовом зайце» грядущее светлое будущее кажется более реальным. Ежегодно, в среднем, в Казахстане производится до 10 художественных фильмов, многие участвуют в международных фестивалях, некоторые – с большим успехом. Главным феноменом нашего времени стала лента «Уроки гармонии» Э. Байгазина, удивительно глубокая и выверенная драма о детском насилии, получившая серебряного медведя на Берлинском фестивале и множество наград различных международных смотров. Картина «Тюльпан» Сергея Дворцевого, напротив, чистая и светлая, также стала победительницей, уже в Каннском фестивале, в секции «Особый взгляд».

В чем же причина сложившейся ситуации? Есть замечательные режиссеры, талантливые актеры и благодатная почва для множества сюжетов. Обобщив картину, читатель и сам придет к выводу: все, что когда-либо мешало развернуться казахскому кинематографу во всей своей мощи – отсутствие рациональной политики бюджетного финансирования и поддержки со стороны правительства, культуры кино как таковой. В большей или меньшей степени этим недугом страдает кинематограф многих стран, но хочется надеяться, что перемены не заставят себя ждать. На протяжении всей истории деятели киноискусства Казахстана доказывали свое право на существование, и, во что бы то ни стало, дарили нам свои личные картины мира. Сейчас правительство Казахстана уже делает большие шаги навстречу, и в разработке находится концепция развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 года. Самые большие победы еще впереди.



Маргарита Агаджанян