Итоги: невероятные кинооткрытия 2016 года

13 Января 2017
1002
Итоги: лучшие фильмы 2016 года
Фото: vox-cdn.comjpg

В конце каждого года принято подводить итоги, и моя колонка не станет исключением. Сегодня я поделюсь с вами десяткой избранных кинооткрытий - тех, что заставляли смеяться, хмуриться, плакать, сопереживать и просто собой наслаждаться. Итак, фаворитами 2016 становятся...

1.   Приходит дракон, режиссер Мани Хагиги

02 Фото: rg.ru

Пожалуй, самое большое открытие этого года, и совершенно неслучайно здесь оно на первой строчке. С этого фильма началось мое близкое и подробное знакомство с иранским кинематографом – чувственным, ярким и таким живым. История рассказывает о трех мужчинах – детективе, звукорежиссере и геологе, отправившихся на остров Кешм для расследования дела о природных аномалиях и главном мифе острова: когда кто-то умирает, земля на кладбище содрогается и просыпается подземный дракон, для того чтобы принять умершего. Колоритная, аутентичная и притягательная. Интерес к картине подогревается тем, что она основана на реальных материалах допроса (в кадре можно увидеть и режиссера, и реальных свидетелей), позволяя себе вольную интерпретацию и сполна насыщая картину мистификацией. А мы ей это прощаем, ведь результат явно того стоил.

2.   Каждому свое, режиссер Ричард Линклейтер

03 Фото: otzyv.ru

Старый добрый Линклейтер после триумфального «Отрочества» вернулся к любимому жанру молодежной драмеди, где главные персонажи все еще «под кайфом и в смятении», свободные, легкие и беспечные, и только ему удается так чисто и безукоризненно передавать на экране самое суть этого мироощущения. Повествование вращается вокруг последних летних дней перед началом учебы в колледже, когда вкус пьянящей вседозволенности дурманит молодых парней и девушек впервые.

«Каждому свое» – картина об атмосфере особенной и исключительно авторской. Практически каждый фильм Линклейтера – важная работа в синематографии ощущений, и последняя картина автора не стала отступлением. Некоторые режиссеры умеют снимать так, что в контексте их истории нестерпимо хочется быть. В этом году именно здесь мне хотелось быть больше всего.

3.   Человек-швейцарский нож, режиссеры Ден Кван, Дэниэл Шайнерт

04 Фото: kinoblogeri.lv

На третьем месте располагается целых два фильма, две совершенно разные истории с одним жизненно важным предназначением – нести зрителю свет. Но сначала о том, что вышел по совместительству и стал одним из самых неоднозначных.

Человек-швейцарский нож – странное название, абсолютно соответствующее своей начинке. В центре сюжета молодой человек Хэнк, очутившийся на необитаемом острове и уже было собравшийся свести счеты с жизнью, когда на берег неожиданно прибило нечто, отдаленно похожее на человека. На поверку человек оказался уже мертвым, но, к огромному удивлению Хэнка, обладающим множеством талантов и даже способным говорить! О сюжете больше ничего рассказывать не буду, потому что это непременно нужно видеть своими глазами, если вы еще не. Скажу одно – это один из самых светлых фильмов о верности и преданности, о трудном пути домой и примирении с собой, что мне доводилось видеть, как бы карикатурные моралисты не старались доказать обратное. Рецепт лучшего лекарства от зимней хандры: отбросьте предрассудки и наслаждайтесь царствием абсурда на экране.

   Капитан Фантастик, режиссер Мэтт Росс

05 Фото: film.ru

Третью строчку с вышеуказанной работой делит и лента «Капитан Фантастик», о необычной семье, включающей отца и шестерых детей, что воспитаны в уединении от современной цивилизации, обучены говорить на нескольких языках, в совершенстве знают квантовую физику и с блеском разбираются в философских течениях, от мала до велика. Гармонию уединения нарушает утрата близкого человека, что вынуждает их отправиться в цивилизацию, где их будет ждать множество приключений.

Мэтт Росс, для которого картина стала лишь второй полнометражной работой, выдает уникальную, не имеющую аналогов историю воспитания, многогранную и безумно увлекательную. На экране творится настоящее волшебство – неподражаемый Вигго Мортенсен, детский каст, поражающий своей харизмой, и добрая история, которая заставит вас задуматься о многом всерьез и надолго. Одна из главных жемчужин года, обязателен к просмотру всем без исключения.

4.   Тони Эрдманн, режиссер Марен Аде

06 Фото: mongrelmedia.com

В этом году не найти ни одного списка лучших, который не включал бы эту ленту, так незаслуженно обделенную призами в Каннах. Поэтому говорить много и долго о ней бессмысленно. До российского проката фильм доберется лишь в феврале, однако, благодаря фестивальным смотрам, многие с картиной уже успели ознакомиться. Трехчасовая драмеди об отце и дочери, один – легкомысленный шутник, другая – бизнес-акула, о том, как такие разные, они все же стараются найти путь друг к другу (что сопровождается первоклассными уморительными шутками). Главный секрет успеха – в добром юморе, а, главное, в том, что на экране, как по взмаху волшебной палочки, сверкает самая настоящая жизнь, переданная в кристальной точности, как самый настоящий глоток чистого воздуха.

5.   По соображениям совести, режиссер Мэл Гибсон

07 Фото: startfilm.ru

Мэл Гибсон уже давно зарекомендовал себя как достойнейший режиссер, и новая лента не стала исключением. В основу сюжета положена реальная история медика Американской армии времён Второй Мировой войны Дезмонда Досса, который отказался убивать людей и во время военных сражений сумел спасти от смерти около ста своих сослуживцев. Отвечая на вопрос, что побудило его взяться за этот проект, Гибсон отметил то, что речь в этой истории идет о настоящем, не костюмированном герое. И это действительно так. Качество исполнения на высоте, и хотя иногда фильм практически скатывается в голливудский пафос, баланс соблюден, и цель достигнута – старый новый герой попадает прямо в зрительское сердце.

«Мир явно вознамерился разорвать себя на части и что плохого в том, что я его хочу немного подлатать?»

6.   Прибытие, режиссер Дени Вильнев

08 Фото: mymoviewallpapers.com

В этом году звание главной сайфай драмы года по праву принадлежит «Прибытию», причудливо холодной картине о контакте человека и внеземных существ. Именно ему хочется присудить звание лучшего сайфая и за последние несколько лет – умное кино, чуткое до своего сюжета, не пытающееся давить на классические болевые точки зрителя, выглядеть чем-то дружественным или знакомым. Наоборот, картина намеренно подчеркивает свою отстраненность от обычного мира, что сквозит не только в сюжетной канве, но и в технической начинке, будь то холодная цветовая гамма (за исключением ярко-рыжих скафандров для проникновения) или полное отсутствие музыкального сопровождения. Финал, напротив, выходит очень чувственным, и это именно то, чего ждешь от 2016 и от одного из самых перспективных режиссеров нашего времени – новых парадигм созидания.

7.   Служанка, режиссер Пак Чхан-ук

09 Фото: thedigitalfix.com

Многие поклонники Пака Чхан-ука были разочарованны новой картиной своего любимого режиссера, но массовому зрителю она пришлась по вкусу больше, чем его ранние работы. Тем не менее, автор все еще остается творцом особого кино, избирательно подходящего к выбору своего зрителя. Многослойный сюжет повествует о множествах хитросплетений любовного треугольника – молодого афериста Графа, богатой японки Хидеко и ее служанки Соке. За время сюжета коллаборации между ними легко запутывают зрителя, порой ошарашивая своей откровенностью и порочностью. Несмотря на порой излишнюю прямоту, картины, что рисует автор, поражают своей эстетичностью, поднимая профессионализм режиссера на новый уровень. Внушительный хронометраж абсолютно не чувствуется, и картина держит внимание зрителя в напряжении, разве что порой заставляя неуверенно ёжиться от особенно жарких сцен. Место в топе для Пака Чхана-ука – за смелость и за преданность себе и своему стилю, который мы так любим.

8.   Ученик, режиссер Кирилл Серебренников

10 Фото: gq.ru

Про «Ученика» КН уже писали в предыдущих материалах . Это, несомненно, лучшая российская картина года, едкая, острая и бескомпромиссная. Рассказывая историю мальчика Вениамина, обратившегося в радикальную веру, попутно Серебренников поднимает множество серьезных тем, от проблем системы образования до гомофобности общества. Главный герой упрям и заносчив, отождествляет себя с Богом и сулит всем Страшный суд. Антагонист в истории тоже имеется – преподаватель Краснова, оспаривающая консерватизм, сквозящий в новых взглядах Вени. В конце концов все это выливается в борьбу старого и нового и горе от ума, образуя вкупе громкое высказывание. Шокирующая, нарочито театральная, картина не оставляет равнодушными, сохраняя баланс основного и второстепенного. Этой ленте я присуждаю звание «сенсации года», а Серебренникова с удовольствием записываю в ряды режиссеров, заслуживающих пристального внимания.

9.   Неоновый демон, режиссер Николас Виндинг Рефн

11 Фото: wpaperhd.com

Настолько красив, что явная слабость сюжета, долгие и бессмысленные планы и чрезмерный пафос практически во всех и во всем не могли помешать включению фильма в список лучших работ года. Так уж выходит, что эстетика восприятия играет немаловажную роль в кинематографе сегодняшнего дня, и, если абстрагироваться от обязательности смыслового наполнения и наслаждаться лентой только как произведением видеоискусства, необходимость его упоминания не оставляет никаких сомнений.

Просто посмотрите:

12 Фото: filmix.net13 Фото: movieberry.com

10. Под покровом ночи, режиссер Том Форд

14 Фото: startfilm.ru

Долгие раздумья все же завершились в пользу ленты: замыкает мою почти-десятку вторая полнометражная работа известного модельера и невероятно красивого и статного мужчины Тома Форда, в правильном переводе носящая название «Ночные животные». Его новая работа – удивительная, завораживающая история о прошлых решениях и настоящих последствиях, о странном и практически мистическом сплетении реальности и выдумки, и, конечно, об очень красивых девушках и не менее красивых мужчинах. Сильнейший актерский состав ставит во главу угла человеческие чувства и эмоции, переживания и мироощущения, от чего фильм становится очень личным; в то же время живописность локаций и высокая эстетика операторской работы делают его слегка отчужденным – на стыке выходит интересный контраст, благодаря которому между экраном и зрителем выстраиваются необычные отношения. В фильме прекрасно буквально все, однако, беря высокую планку, сюжет не справляется, и финал выходит настолько банальным, что многие зрители после просмотра предпринимают попытки разгадать его, хотя загадки никакой и нет. Для меня минус значительный, но не упомянуть столь сильную работу с моей стороны было бы преступлением – ведь фильм все же чертовски прекрасен.

Маргарита Агаджанян