Из Казахстана с любовью

30 Марта 2017
696
Из Казахстана с любовью
© livejournal.com/mavrcil

Весна – пора пробуждения чувств самых искренних и нежных, и когда, если не сейчас, поговорить о главном из них? CaspArt начинает публикацию цикла статей о самых знаменитых народных преданиях, сказаниях и легендах, посвященным любви, – жертвенной и эгоистичной, светлой и пугающей, но всегда искренней, настоящей. Первый выпуск - о мифах Казахстанской земли, ставших не только поучительными историями, передающимися из уст в уста, но и причудливыми толкованиями явлений природы, и даже подоплекой подлинных исторических событий.

Культура легенды

02 © photobucket.com

Испокон веков легенды представляли собой кузницу народного эпоса, его истоки; именно поэтому и сегодня их значимость нисколько не теряет своих позиций – каждый из нас стремится «прикоснуться» к чему-то давно ушедшему, прочувствовать его отголоски своим нутром. Древние сказания – это и возможность проследить исторический путь народа, познакомиться (или даже открыть) с теми или иными событиями того века, и понять: несмотря на время и пространства, каждый из нас ценит в другом все то же, – честность, преданность, порядочность и смелось, порой совершает необдуманные поступки и все так же страшится рока судьбы.

Сказания о любви в этой плеяде всегда выступали неким средоточием гиперболизированного изображения портрета человеческой души. Краски здесь всегда ярче, чувства – отчаяннее, поступки – безумнее. Что и говорить, о любви сегодня мы знаем немногим больше тех далеких времен, и подчас совершаем все те же трагические ошибки, теряя голову в придачу с рассудком.

Тем не менее, эти истории всегда поэтичны и изящны, почти всегда – трагичны и никогда не тривиальны, пусть один и тот же сюжет повторяется тысячи раз. Все потому, что разговор о любви сквозь призму какого бы то ни было искусства - вещь тонкая и глубоко личная, а значит – особенная и ни на что не похожая.

Легенда о любви Айша-Биби

03-1 © nauka.kz03-2 © taldykorgan.palata.kz

Удивительный красоты мавзолей, расположенный в Жамбылской области недалеко от города Тараз, в народе несет печальную историю любви, которую связывают с его происхождением. Существует более 20 версий этой притчи, но сюжетная канва едина во всех: красавица Айша, дочь знатного человека (ученного и поэта по другим версиям), 16 лет отроду, после смерти отца воспитывается у шейха Аходжи. Айша влюбляется в Карахана Мухаммеда, правителя Тараза, но шейх отказывает им в благословении союза. Юноша возвращается в родные земли, а Айша решается сбежать из дома к своему возлюбленному. Узнав об этом, шейх говорит ей: «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь». Все так и случается: остановившись перед седьмой рекой в нерешительности, Айша погибает от укуса ядовитой змеи. Долго оплакивал ее Карахан и приказал воздвигнуть храм на могиле возлюбленной, такой же тонкий и изящный, как его красавица Айша. До конца своих дней он не забывал о любимой и завещал воздвигнуть его могилу так, чтобы видеть ее храм.

Фактически основной сюжет всех легенд о любви – неравные браки, коим препятствуют разные обстоятельства: таковыми могут быть не только отцы, но и природные катаклизмы или противоборствующие государства. В данном контексте там, где нет места доказанному историческому факту происхождения прекрасного храма, появляется история сродни этой, и удивительная стойкость мавзолея сквозь время только укрепляет веру людей в незыблемость силы любви, благодаря которой он был построен.

О Балхаше

04 © worldofroads.com

Еще один уникальный объект, но уже природный, породивший чудесную легенду, – озеро Балхаш, одна часть которого пресная, а другая соленая. Эта история – метафизическая притча о безрассудстве слепой ненависти и о силе настоящей любви, вот уже сотни лет очаровывает своей красотой и поэтичностью, наделяя озеро, и без того аномального происхождения, легкой дымкой загадочности с щепоткой волшебства.

У могучего хана Балхаша, казалось бы, было все, даже волшебные силы оказались ему подвластны, однако был он свиреп и жесток. Все потому, что Балхаш жаждал стать отцом, но это ему никак не удавалось. Однажды в заброшенном доме бедняков он обнаружил маленькую девочку, одну, среди мертвой семьи. Балхаш понял, что это, быть может, его единственный шанс, и, назвав ее Или, забрал к себе, растил и заботился о ней, как о своей собственной дочери. Или выросла красавицей и влюбилась в бедного батрака Каратала. Отец не мог допустить мысли о таком браке и решил устроить турнир за руку своей дочери. Истинная любовь помогла Караталу одержать победу над лучшими джигитами – Балхаш не верил своим глазам и приказал скормить Каратала своре собак. Но Каратал и Или сумели сбежать. Долго и безуспешно Балхаш гнался за ними, пока не обратился к своим темным силам: главный джин сказал ему, что он сможет поймать их, только разъединив их руки.

— Почему я не могу их догнать? – в ярости вскричал Балхаш.
— Потому, что они держатся за руки, — отвечал волшебнику главный джин.

Балхаш произнес заклинание и разъединил их, превратив в реки, что потекли прочь друг от друга. Чтобы они никогда не соединились, сам Балхаш пал между ними берегом. С годами мудрой Или удалось пробраться к любимому сквозь узкий перешеек, вобрав в себя всю горечь слез разделенных влюбленных взамен.

Козы Корпеш и Баян Сулу

05 © danakaz.kz

Легенда о Козы Корпеш и Баян Сулу смогла перерасти в лиро-эпическую драму, обладает множеством версий и в свое время получила признание от множества знатных деятелей искусства, в том числе самого Александра Сергеевича Пушкина, по некоторым сведениям собиравшегося адаптировать историю в своем произведении, но из-за раннего ухода, к сожалению, не успевшего этого сделать.

Два друга, Сарыбай и Карабай, поклялись поженить своих детей еще до их рождения, так крепка была их дружба. Но случилось несчастье, и Сарыбай скончался на охоте, не сумев застать рождения своего сына. Шли годы, дочь Карабая Баян Сулу и сын Сарыбая Козы Корнеш подрастали. Баян переродилась из девочки в чудесную красавицу, и Карабай решил нарушить обещание и клятву, данные другу, выдав Баян за богатого жениха, палуана Кодара. Тот однажды сумел спасти заблудившихся отца и дочь, и в награду Карабай уступил Кодару руку своей дочери. Баян медлила с венчанием – она не любила Кодара, ведь он был коварным, злым и жестоким человеком. В то время Козы решил отправиться на поиски нареченной возлюбленной, и те увенчались успехом. Он нанялся пастухом неподалеку, сдружился с Баян, и они нежно полюбили друг друга. Козы решает во что бы то ни стало биться за сердце Баян, но та смертельно боится за своего возлюбленного:

...Враги тебя убьют!

Бесценный мой, не жди пощады тут.

Скорее увези меня отсюда,

В родных местах найдем себе приют.

Ее опасениям суждено было сбыться, и Козы погибает от рук Кодара. Баян решает отомстить за смерть любимого и обещает Кодару выйти за него замуж, но перед этим просит вырыть колодец с ключевой водой. Кодар выполняет просьбу, опускаясь все глубже, держась за косу Баян. Та отрезает ее и навсегда прощается с Кодаром, а затем и с жизнью, заколов себя кинжалом около могилы своего истинного возлюбленного, чтобы навечно соединится с ним.

Вместо заключения

06 © vlast.kz

Почему все эти легенды и сотни других, что мы не стали упоминать, так трагичны? Почему ни одна история любви не завершается «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день»? Это ли какой-то урок из прошлого для нас, современников, знак или пугающее напоминание о том, что ничто не вечно под луной? Нет, совсем нет. Так уж вышло, что сильнее, острее и глубже мы переживаем именно трагедии. Они оставляют в нас след, меняют нас, а иногда меняют и мир вокруг. Эти метафоричные драмы, как и любой эпос трагедии, несут в себе просветительскую, созидательную мысль – эти герои страдали, чтобы вы не повторяли ошибок. Мир, тот, каким вы его знаете, построен на тысячах из них не просто так. Пусть эти жертвы, хоть и вымышленных героев, остаются для каждого не только трогательной историей, но и напоминанием: самые светлые, чистые и искренние чувства невероятно хрупки, и главная наша задача – ценить их и беречь.

Маргарита Агаджанян