Коммивояжер Асгара Фархади: быть или не быть

10 Февраля 2017
471
Коммивояжер Асгара Фархади: быть или не быть
Источник: scanorama.lt

Иранское кино – это всегда про эстетику. Пусть камера трясется, в кадре не самого приглядного вида декорации, а актеры не из верхних эшелонов звезд, то, что ты видишь на экране – тонко, умно и элегантно. Фархади отнюдь не тот режиссер, что создал подобный антураж, но тот, что открыл его широкой аудитории. В самом разгаре проката очередное творение мастера, номинант на Оскар в категории «Лучшее иностранное кино» – «Коммивояжер», слегка затянутый, но небезынтересный опус о трудностях морального выбора.

Молодая семья интеллигентов, Эмад и Рада, вместе с остальными жильцами в спешке покидают многоквартирный дом, содрогающийся подземными толчками. После мы увидим глубокие трещины, прошедшие по окнам и стенам – первый и достаточно явный знак, что их отношения также ждет серьезное испытание. Эмад преподает литературу в школе, а вечерами вместе с женой Радой играет в небольшом театре. Там они ставят известную пьесу американца Артура Миллера «Смерть коммивояжера». С одной стороны, пьеса – небольшая ловушка для зрителя, ведь сюжет фильма нисколько на нее не походит; с другой же, сцены, что разыгрывают на подмостках театра главные герои, изящно и ловко вплетается в происходящее, помогая развитию общего нарратива и четкости расстановки акцентов.

Справка

Коммивояжёр — разъездной агент, который, перемещаясь по рынку, играет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента, предлагая покупателям товары по образцам и каталогам (Википедия – свободная энциклопедия).

02 Источник: film.ru

Товарищ по театру Бабак предлагает паре занять только что освободившуюся квартиру, не требуя залога, – в подобном положении такая инициатива кажется им счастливым билетом. Эмад и Рада заселяются и обнаруживают, что одна из комнат заперта: там хранятся вещи бывшей владелицы квартиры. Прислушавшись к соседским толкам, они узнают, что та женщина вела не самый подходящий образ и «принимала у себя много мужчин». Впоследствии ее образ жизни оборачиваются трагедией для новых жителей – однажды Рада случайно оставляет дверь открытой, и в дом вторгается незнакомец, по логичному предположению, связанный с прежней жилицей. Эмад застает окровавленные следы на лестничной площадке и опустевшую квартиру. Позже он найдет Раду на столе хирурга, зашивающего окровавленную рану на ее голове.

03 Источник: i.ytimg.com

Мы так и не узнаем, что же произошло между незнакомцем и Радой на самом деле. В этом, как и в том, как аккуратно объясняется положение бывшей квартирантки, как тихо и сдержанно внешне переживают трагедию Эмид и Рада и есть главная особенность иранского кино, о которой я уже рассказывала в своем первом материале. Цензура сделала иранские фильмы исключительно интеллигентными, приучая мастеров говорить то, о чем Голливуд давно кричит, при помощи легких намеков и полутонов. Уникальность иранского кино зиждется в консервативной оболочке с по-настоящему прогрессивной начинкой.

04 Источник: filmz.ru

Роковая случайность становится отправной точкой сюжетного твиста: Рада замыкается в себе, боится оставаться в квартире одна и молит мужа скорее найти новое жилье; Эмад из доброго учителя превращается в озлобленного и одержимого местью человека. Актерская игра здесь отточена до блеска, и во многом именно благодаря мастерству главных героев фильм остается на плаву.

Фабула, выстраиваемая Фархади перед зрителем, для него совсем не нова – в «Разводе Надера и Симин», пожалуй, самом популярном иранском фильме и единственном оскаровском лауреате, он уже демонстрировал мастерскую виртуозность изображения отношений противоположных полов в кризисной ситуации. В «Коммивояжере» Фархади не делает чего-то принципиально нового, продолжая работать в зоне своих интересов, и выдает нечто среднее между работами Хичкока (нечто более сложное) и Ханеке (но более упрощенное). На выходе – некая золотая середина, компромисс острого европейского кино и облегченного американского.

05 Источник: filmz.ru

После долгих (и слегка затянутых) поисков виновного, Эмад наконец настигает свою жертву. К своему ужасу он обнаруживает, что преступник – самый настоящий коммивояжер, маленький старый человек с больным сердцем. Он встает перед серьезным выбором – осудить виновного, оскорбившего его семью, или помиловать, проявить великодушие к человеку столь мелкому, и, казалось бы, безобидному. Финальные аккорды лихо выкручивают напряжение до предела, создавая тот самый «вау-эффект» кино, момент, когда зритель следит за сценой, не мигая, почти бездыханно. Заключительные 30 минут хронометража позволяют закрыть глаза на несколько затянутое, рутинное повествование части, что, собственно, вела нас к кульминации, и возможно даже оправдывает ее.

06 Источник: film.ru

Затрагивая такие серьезные и сложные темы для человека любого времени как честь, достоинство, мораль и этика, играя на поле противопоставления одной индивидуальности, пострадавшей, и другой, оплакивающей, «Коммивояжер» метко попадает в категорию кино всегда актуального. В Каннах за картину Асгар Фархади получил премию за лучший сценарий, а Шахаб Хоссейни, исполнитель роли Эмада, – за лучшую актерскую работу. Неудивительно, что фильм попал и в шорт-лист американской киноакадемии (который, кстати, режиссер решил бойкотировать. Зрителю кино может показаться элитарным, но это, скорее, преувеличение: абстрагировавшись от попыток анализа человеческой души, правомерности поступков и сложности морального выбора, несложно заметить, что фильм Фархади еще и про то, что иногда лучше сесть и поговорить, а не строить из себя «великого уравнителя».

Маргарита Агаджанян